Это единство пространственной разметки системы координат, построенной на основе твердых тел, и определённым образом упорядоченных между собой показаний часов в разных её точках и даёт нам то, что мы называем “пространство-время”. И здесь, как мы видели выше на нашем простом примере, измерение временного промежутка между двумя разноместными событиями не всегда соответствует той временной длительности, которая фактически разделяет их даже по темпу хода часов самой системы. Однако у нас нет никакой другой возможности физически, т. е. на практике, организовать свои пространственные и временные измерения в движущейся ИСО, чтобы они были однозначными и носили объективный характер. К счастью для нас, природа “устроена” так, что мы при этом получаем ту форму взаимоотношений между различными физическими характеристиками явления, которая и существует между ними в их “самостоятельном существовании”.
Таким образом, мы должны совершенно чётко осознать, что “пространство-время” – это всего лишь своеобразная форма пространственно-временной конструкции для проведения физических измерений в ней, чтобы наше математическое описание явлений имело физический смысл. Это всего лишь приём измерения и описания в абсолютно движущейся ИСО. И не более того!
Как известно, уже через много лет после создания ОТО Эйнштейн стал склоняться к тому, что введение “эфира” в СТО не противоречит этой теории. Но “вследствие того, - утверждает он, - что говорить в абсолютном смысле об одновременных событиях в разных местах эфира оказалось уже невозможно, эфир стал в известной степени четырехмерным, ибо никакого объективного упорядочивания его состояний по одному только времени не существовало” (СНТ, т.2, с.157-158). И мы видим, что он переносит четырехмерную форму ИСО, как средства измерения, на само физическое пространство и делает отсюда совершенно неправомерный вывод: “Четырехмерный континуум, - заключает Эйнштейн, - не распадается объективно на сечения, среди которых были бы сечения, содержащие все одновременные события; для пространственно протяженного мира понятие “сейчас” теряет свой объективный смыл. В связи с этим пространство и время должны рассматриваться как объективно не распадающийся четырехмерный континуум…” (СНТ, т.2, с.753). Это серьёзная ошибка Эйнштейна.
В нашем примере выше мы наглядно показали, как в движущейся ИСО мы получаем при измерении “неправильные” временные промежутки, но точно так же получаются и “неправильные” измерения длины, массы и других физических величин. Поэтому можно образно сказать, что выполняя в движущейся ИСО с помощью её четырёхмерной измерительной конструкции свои “неправильные” измерения различных физических величин, мы, тем не менее, благодаря выполнению в природе ПО, получаем “правильные” физические законы. Приходится только восхищаться Природой!
Эйнштейн во всех своих статьях по СТО подчеркивал, что в каждой ИСО мы имеем “своё физическое время”, “своё особое время”, “время данной системы”, пригодное для измерений лишь в ней. Более того, он неоднократно называл “временем” системы отсчёта именно “совокупность показаний” всех неподвижных и синхронизированных между собой часов в ней, в каждой её точке. К сожалению, он так и не осознал всю условность такого “времени”, а также той “синхронизации” часов, которую мы получаем в движущихся ИСО. А отсюда и его совершенно неверный вывод, что “нельзя считать, что время имеет абсолютный, т. е. независимый от состояния движения системы отсчёта смысл” (СНТ, т.1, с.182). Это высказывание Эйнштейна, кстати сказать, прямо вступает в противоречие с его ответом Рейхенбаху (см. выше).
Таким образом, в СТО в движущихся ИСО с их системой координат и системой “синхронизированных” между собой часов мы имеем, с одной стороны, физическое время, действительно отсчитываемое часами, “размеченными” с помощью замедленного эталонного движения в ИСО. С другой стороны, мы имеем и некоторую, хотя и объективную, но всё же условную систему физического измерения времени. Для такой условной системы действительно невозможно дать определение течению времени. Течение времени отсчитывают только каждые часы в ИСО сами по себе, а разность показаний разноместных часов не всегда, как мы видели, отражает фактическое течение времени. Мы говорим не всегда, так как в движущихся ИСО в любой плоскости, перпендикулярной направлению абсолютного движения ИСО, все часы действительно синхронизированы абсолютно и “идут в фазе”. Постоянный сдвиг в показаниях по отношению друг к другу имеют только часы, расположенные в разных таких плоскостях и, следовательно, вовсе не идут в фазе. Всё это обеспечивается в ИСО принятой в СТО процедурой сверки разноместных часов с помощью световых сигналов.
В заключение данной статьи следует сделать ещё одно важное замечание, так как иногда даже в научной литературе всерьёз говорят о возможности превращения времени в пространство и наоборот. Эти чистейшей воды спекуляции не имеют под собой никакой научной основы и связаны с непониманием того, что собой в действительности представляет четырёхмерное пространство-время. Пространственные измерения связаны с протяжённостью тел и расстояний между различными “точечными” событиями. А временные промежутки связаны с длительностью протекания тех или иных физических явлений. И это две совершенно разные сущности.
Итак, подведём итоги. Понятие “время” неразрывно связано с понятием его течения. Само же понятие “течение времени” непротиворечиво можно связать с длением существования движущейся материи вообще, безотносительно к каким-либо его конкретным формам. Для непосредственного же измерения дления каких-либо конкретных форм движения, дления различных интервалов в этом движении принимается некоторый эталон дления, который должен отличаться стабильностью. Таким эталоном на сегодняшний день является определённый электромагнитный волновой процесс, отличающийся строгой периодичностью. Но, в природе не существует реальных форм движения материи, не подверженных влиянию тех физических условий, при которых они происходят. Поэтому и эталонное циклическое движение изменяется в зависимости от гравитационного потенциала, при котором оно протекает, а также от скорости движения его источника в пространстве. Эти изменения эталонного движения рассмотрены в ОТО и СТО и трактуются в них как замедление течения времени. Однако, мы можем, и вправе, ввести в эти теории некоторую глобальную АИСО, позволяющую оценивать всё происходящее в мире с позиций единого абсолютно текущего времени с некоторым абстрактным, но теоретически вполне допустимым, абсолютным эталоном дления. Это позволит исключить из трактовки указанных теорий разного рода недомолвки и противоречия, связанные с существующим трактованием понятия “время”.