Смекни!
smekni.com

Вечный круговорот материи во вселенной (стр. 3 из 3)

Количество вещества, поглощаемого диском аккреции вокруг ядра Млечного Пути, не объясняет интенсивности излучения центральной области Галактики. Уже начиная с собственной, наиболее изученной галактики, мы вынуждены для объяснения реальных фактов предполагать приток вещества и энергии из „нейтринного” мира, вынуждены привлекать не бесполезную гипотезу Большого Взрыва, а концепцию круговорота материи между видимым и невидимым мирами.

Между тем, результаты исследований заставляют думать, что перетекание высокотемпературной материи из „нейтринного” мира в наш мир происходит не только в ядрах галактик (а ещё более – в ядрах их активных разновидностей, квазаров). В меньшей степени перетекание происходит в ядрах звёзд, и уж совсем медленно – в ядрах планет и их крупных спутников (например, Луны). И хотя эти процессы относительно слабы, оказывается, что без их учёта, в астрофизике концы с концами не сходятся.

Измерение периода пульсаций солнечной атмосферы позволило, по теории адиабатических пульсаций газовых шаров, рассчитать температуру в центре нашего светила, и она оказалась ниже, чем требуется для ожидаемых термоядерных реакций. Измеренная интенсивность потока солнечных нейтрино тоже оказалась ниже ожидаемой. Напрашивается вывод, что часть энергии Солнца возникает помимо термоядерных реакций.

Без перетекания энергии из „нейтринного” мира нельзя объяснить реальное излучение энергии Юпитером, Сатурном, Нептуном – все они стабильно излучают больше энергии, чем получают от Солнца.

Без медленного притока вещества из „нейтринного” мира нельзя объяснить и наши родные геофизические явления. С одной стороны, материки явно раздвигаются; измерена скорость расширения Атлантического океана. А с другой – процессы, которые могли бы вызвать перемещение материков, при проверке не обнаружены. Последствия перемещения (например, „поддвиг” океанского дна под материк) – не выявлены. Расходящиеся материки оказались, в то же время, неподвижными, миллиарды лет привязанными к одним и тем же, легко опознаваемым по химическому составу изолированным резервуарам магмы. Но все противоречия исчезают, когда гипотеза „плавания” материков заменяется гипотезой о возникновении нового вещества в земном ядре!

Свидетельства очень медленного притока вещества в центральные зоны небесных тел, с соответствующим растрескиванием коры, можно увидеть также на Марсе и Луне. Например, на Марсе, южнее тёмного Озера Тифона начинается грандиозное ущелье Копрат длиной свыше 2000 км, глубиной до 6 км и шириной около 120 км! Чем не Атлантический океан в миниатюре?!

В связи с меньшей массой небесного тела, этот процесс ещё слабее выражен на Луне. Тем ни менее, и она имеет многочисленные трещины с обрывистыми краями, шириной и глубиной в несколько сотен метров при длине до 350 км (трещина в районе кратера Триснекер). Более обширные трещины, шириной до 10 км, называют лунными долинами. Их длина – до 180 км и больше (например, прямолинейная долина в хребте Альп, с ровным дном и крутыми склонами).

* * *

Теперь можно понять, зачем Вселенной понадобился круговорот материи. Такой цикл бесконечно снабжает энергией наш мир, преодолевает рост энтропии и побочные потери энергии (низкий КПД), которые неизбежны в подавляющем большинстве процессов. Тем самым, создаётся важнейшая предпосылка для бесконечного существования Вселенной.

Но трудно говорить о вечности Вселенной, если она расширяется с околосветовой скоростью. Кстати, в противоречие с безудержным расширением Вселенной вступили и упоминавшиеся „пчелиные соты”. Закономерное формирование таких ячеек можно объяснить только процессами самоорганизации, уже неплохо изученными в биологии. Создана теория диссипативных структур, синергетика, введено представление об аутопоэзе. Они показали, что структуры, возникающие в ходе аутопоэза, не могут произвольно менять свой масштаб. Их характерные размеры довольно устойчивы. Как же могут сохраняться стабильные ячейки в быстро расширяющейся Вселенной? Пожалуй, не могут!

На основе представлений об аутопоэзе можно предположить, что совокупность электронных, мюонных и тау-нейтрино, в соответствии с особенностями этих частиц, делится в „нейтринном” мире на две фракции, которые условно можно назвать газообразной и жидкой. „Газообразная” фракция более или менее равномерно распределяется по объёму Вселенной, а более плотная и массивная „жидкая” фракция, не будучи в состоянии полностью заполнить пространство, самоорганизуется силами гравитации в ячеистую структуру, в стенки „пчелиных сот”. После этого, галактики нашего мира возникают не в произвольных точках, а лишь в местах расположения очень массивной жидкой фракции „нейтринного” мира.

Если же галактика почему-либо смещается из зоны жидкой фракции, её собственной гравитации становится недостаточно для удержания звёзд, и галактика рассыпается. Сообщалось о регистрации таких „рассыпавшихся” галактик Мейлин 1 и Мейлин 2, по строению похожих на обычные спиральные галактики, но имеющих, приблизительно при той же массе, на порядок больший диаметр. Естественно, что яркость таких галактик оказывается пониженной примерно на два порядка, и их с трудом удаётся разглядеть на фоне обычных галактик. Вероятно, есть ещё более „рассыпавшиеся” галактики, но их ещё труднее обнаружить.

Элементы концепции круговорота материи взаимосвязаны. Если бы излучения не выталкивали пыль и газ из скоплений галактик в пустоту ячеек – не было бы реактивной силы, уравновешивающей гравитацию, и Вселенную ожидал бы коллапс. Без превращения в пустоте ячеек видимой материи в „нейтринную”, без этого главного потока материи в „нейтринный” мир – ячейки переполнились бы веществом, а питание энергетического цикла Вселенной иссякло бы. Наконец, без обратного перехода материи из „нейтринного” мира в наш, через ядра галактик и звёзд – нарушилось бы снабжение видимого мира веществом и энергией, не возникали бы звёзды и галактики, разомкнулся бы круговорот двух форм материи.

* * *

Но вернёмся к быстрому расширению Вселенной, которое противоречит и её вечности, и устойчивости ячеек. Вывод о расширении имеет единственное, но очень серьёзное основание – красное смещение спектральных линий в излучениях далёких галактик. Его объясняют как эффект Доплера при удалении источника света. Но не водит ли нас Природа за нос? Не принимаем ли мы за эффект Доплера какого-то другой, ещё не известный нам механизм потери энергии фотонов?

Такое предположение возникает в связи с определённой гипотезой.

Элементарная частица рассматривается в квантовой теории как небольшой участок энергетического поля, к центру которого концентрация энергии возрастает до фантастических величин. Возможно, особые свойства нейтрино объясняются особым – сильно размытым – распределением энергии в таком „облачке”. Из-за этого обычный тип соударений – сгустка энергии одной частицы со сгустком энергии другой частицы – недостаточен для их взаимодействия. Встретившаяся частица в большинстве случаев свободно, без всяких последствий проходит сквозь размытое „облачко” нейтрино. Взаимодействие же происходит (как в классической пьесе) лишь при строгом единстве места, времени и содержания.

Единство содержания означает, что с нейтрино должна встретиться частица именно того типа, который создаёт ожидаемое взаимодействие. Единство места означает, что в момент взаимодействия расстояние между центрами частиц не должно превышать пороговую величину (возможно – квант расстояния). Единство времени – в момент взаимодействия отклонение собственных колебаний от нулевой фазы у каждой из взаимодействующих частиц не должно превышать пороговую величину (возможно – квант времени). Поскольку в такой ситуации взаимодействие с нейтрино определяется точным совпадением нескольких независимых случайных величин, его вероятность оказывается крайне низкой.

Фотон, летящий сквозь космическое пространство, способен встретиться с огромным количеством частиц „нейтринного газа”. Мы вправе предположить, что каждое из довольно редких взаимодействий фотона с нейтрино приводит к передаче от фотона к нейтрино минимального возможного количества энергии – так называемого кванта действия или постоянной Планка h = 6,626·10–34 Дж·с. Чтобы это объяснило реальное космологическое красное смещение, квант зелёного света с длиной волны λ = 530 нм должен взаимодействовать с нейтрино, по подсчётам, каждые 219 млн. км или каждые 12 минут 10 секунд полёта.

Возможность потери энергии фотона в космическом пространстве за счёт столкновений с различными частицами давно обсуждается астрофизиками. Но делался вывод, что при таких взаимодействиях свет испытывал бы заметное рассеивание, чего не обнаружено. Однако совершенно иной результат можно ожидать при пересечении фотоном размытого „облачка” энергии нейтрино. Из-за малой плотности энергии „облачка”, ожидаемое отклоняющее воздействие, перпендикулярное к трассе фотона, может оказаться очень слабым, меньше элементарного кванта действия (постоянной Планка), что равносильно его отсутствию. Если такой механизм фотон-нейтинных взаимодействий реален, то безудержное расширение Вселенной оказывается такой же иллюзией, как вращение Солнца вокруг Земли.

И уж, подавно, нет смысла дальше рассуждать о Большом Взрыве. Вселенная, несомненно, существует вечно – в колеблющемся противоборстве сил притяжения и отталкивания, в круговороте материи между видимым и более массивным, невидимым, „нейтринным” миром, в балансе энтропийных процессов и антиэнтропийной аннигиляции нейтрино.

Список литературы

Барбараш А.Н. Начало Жизни и модель Вселенной. // Любищевские чтения, 2002а (сборник докладов). – Ульяновск, Гос. пед. унив-т: Оргком. Любищевских чтений. С. 98–100.

Барбараш А.Н. Очерки о стереогенетике, молектронике, космологии. - Одес. н.-и. ин-т телевизионной техники. - Одесса, 2002б. - 88 с. - Деп. в ГНТБ Украины 22.07.02, № 118-Ук2002.

Барбараш А.Н. Всесвіт без Великого Вибуху. // Пульсар, 2002в, № 3, с. 48–50.