Смекни!
smekni.com

Теория групп — наука о совершенстве (стр. 1 из 4)

Евгений Вдовин

Введение

Настоящий текст появился по нескольким причинам. Во-первых, подавляющее большинство не представляет, чем занимается современная математика. Теория групп — это, конечно, далеко не вся современная математика, а лишь малая ее часть, но она находится на одном из самых высоких уровней абстракции, что делает ее неплохим примером раздела современной математики.

Во-вторых, такой естественный и простой (для объяснения) объект, как группы, практически незнаком большинству ученых. Действительно, что может быть естественнее и привычнее для человека, чем понятие симметрии. Мы с самого рождения вольно или невольно ищем в окружающих предметах симметрию, и чем симметричнее предмет, тем совершеннее он нам кажется. Древние греки считали шар идеальной фигурой, именно из-за того, что у шара очень много симметрий. Взгляните на любую известную картину, и вы увидите там явную ось (а иногда и не одну симметрии). Любое музыкальное произведение развивается по циклу, постоянно возвращаясь к исходной теме, т. е. и там тоже есть симметрия. Даже такой, всем известный символ, как крест, почитаемый во многих религиях, кажется нам красивым из-за большого количества симметрий: его можно и крутить, и отражать относительно любой из его частей. Но превратите крест в свастику, и у вас сразу возникнет неуютное ощущение, ведь большую часть симметрий креста вы уничтожили. Таким образом, именно симметрия определяет, насколько совершенным кажется нам тот или иной объект, и теория групп, как наука, изучающая симметрии, может без преувеличения называться наукой о совершенстве.

И в-третьих, я вдохновлен примером таких замечательных ученых и популяризаторов науки, как Сергей Попов и Игорь Иванов, научно-популярные статьи которых я с интересом читаю.

Поскольку текст изначально задумывался доступным для читателя, знающего математику в объеме школьной программы, некоторые специальные части текста (на самом деле, подавляющая его часть), содержащие более трудный для понимания материал, чем обычно дается в школьном курсе алгебры, будут начинаться знаком

и заканчиваться знаком
(это не означает, что для понимания такого текста требуется что-то большее, чем школьная математика, трудности будут возникать логического характера). Дело в том, что теория групп находится на одном из самых высоких уровней абстракции в современной математике и потому группы иногда состоят из элементов, которые весьма сложно представить неискушенному читателю.

Некоторые исходные определения и обозначения

Мы постараемся использовать как можно меньше формул и специальных математических знаков, но совсем без них обойтись не получится. Множества, как правило, будут обозначаться заглавными латинскими буквами, а их элементы — строчными. Если A — множество, а a — некоторый элемент, то запись a

A следует читать «элемент a принадлежит множеству A»; соответственно, запись a
A означает, что «элемент a не принадлежит множеству A».

Напомним, что понятия множества, элемента и принадлежности являются базисными неопределяемыми понятиями современной математики. Любое множество определяется элементами, входящими в него (которые, в свою очередь, тоже могут быть множествами). Таким образом, мы говорим, что множество определено или задано, если для любого элемента мы можем сказать, принадлежит ли он этому множеству или нет. Для двух множеств A, B записи B

A, B
A, B ∩ A, B
A, B \ A, A × B означают соответственно, что B является подмножеством множества A (т. е. любой элемент из B содержится также и в A, например множество натуральных чисел содержится в множестве действительных чисел; кроме того, всегда A
A), B является собственным подмножеством множества A (т. е. B
A и B ≠ A), пересечение множеств B и A (т. е. все такие элементы, которые лежат одновременно и в A, и в B, например пересечение целых чисел и положительных действительных чисел есть множество натуральных чисел), объединение множеств B и A (т. е. множество, состоящее из элементов, которые лежат либо в A, либо в B), разность множеств B и A (т. е. множество элементов, которые лежат в B, но не лежат в A), декартово произведение множеств A и B (т. е. множество пар вида (a, b), где a
A, b
B). Через |A| всегда обозначается мощность множества A, т. е. количество элементов в множестве A. Определяемые понятия всегда выделяются курсивом.

Нам не обойтись без понятий отображения, отношения и эквивалентности. Мы не будем давать строгих логических определений этих понятий, лишь поясним их. Отображение можно рассматривать как некоторую функцию, сопоставляющую одному элементу (называемому прообразом) некоторый другой элемент (называемый образом). В жизни мы постоянно сталкиваемся с понятием отображения, например, покупая билет в театр мы тем самым устанавливаем отображение между билетом и некоторым местом в зале театра. Получая зарплату, мы устанавливаем отображение между работой, проделанной за месяц и деньгами, которые за нее будут заплачены. Изучая списки игроков футбольных команд, мы устанавливаем отображение между игроками и командами, за которые они играют. Таким образом, отображений существует великое множество, почти всё в нашей жизни так или иначе является отображениями. Выделяют различные типы специальных отображений, далее в тексте будут использоваться следующие 3 типа: инъективное отображение (инъекция), сюръективное отображение (сюръекция) и биективное отображение (биекция). Инъективное отображение — это такое отображение, которое разным исходным элементам сопоставляет разные образы. Сюръективное отображение — это такое отображение, при котором у каждого образа есть прообраз. Наконец, биективное отображение — это отображение, которое одновременно является и инъективным, и сюръективным.

Поясним эти понятия на примере отображения между множеством билетов и множеством мест в театре. Представим себе некий кинотеатр в уездном городе N, в котором в тысячу какой-то раз идет «Щит и меч». Естественно, желающих посмотреть его немного, и находится лишь одна парочка, которая берет два билета в «ряду для поцелуев». Придя в кинотеатр, парочка, к своей радости, понимает, что они здесь одни, но как люди воспитанные, занимает свои места, указанные в билетах. В данном случае отображение, конечно, является инъективным, так как разные билеты соответствуют разным местам. Но оно не является сюръективным, так как у нас еще осталась куча пустых мест, на которые не продано ни одного билета. Таким образом, несюръективное отображение явно невыгодно администрации кинотеатра.

Представим теперь, что на следующий день в том же кинотеатре того же города пообещали запустить новый блокбастер от Тарантино и намекнули при этом, что сам Тарантино будет отвечать на вопросы зрителей после фильма. Естественно, кассы ломятся от народа, и дирекция, «по ошибке», продает два комплекта билетов на одни и те же места. Мы не будем здесь описывать разборки из-за одного места, произошедшие на сеансе, отметим лишь, что теперь отображение является сюръективным, так как на каждое место продан билет, но не является инъективным, так как билетов на каждое место приходится два. Таким образом, неинъективное отображение входит в прямое противоречие с правами потребителей и, наверное, попадает под какую-то статью закона «О защите прав потребителей».

Ну и последний случай, посмотрим на тот же кинотеатр в городе N накануне 1 января 2006 года. Широко разрекламированный первый фильм года вновь вызывает ажиотаж публики, но теперь дирекция, наученная предыдущим горьким опытом, тщательно следит за тем, чтобы на каждый сеанс продавался ровно один комплект билетов. В итоге, каждый зритель спокойно занимает свое место, и каждый сеанс начинается при полном аншлаге. Таким образом, этот последний пример является и инъективным, и сюръективным отражением, т. е. биекцией. Следовательно, биекция — это та золотая середина, которая максимально выгодна дирекции и при этом максимально удобна зрителям. Только что данное понятие биекции является математической формализацией интуитивного понятия симметрии, о котором шла речь во введении. Поэтому неудивительно, что именно биекция является наиболее совершенным отображением в данном случае.

Отображением из множества A в множество B называют некоторое правило, используя которое, каждому элементу из A можно сопоставить единственный элемент из B. Отображения мы обычно будем обозначать греческими буквами и записывать φ : A → B, а образ любого элемента a

A относительно отображения φ записывается aφ. Такая запись кажется сначала непривычной и неудобной тем, кто привык записывать функции (частный случай отображений) как φ(a), но для нашего изложения именно она будет более удобной. Если есть 3 множества A, B, C и даны отображения φ : A → B и ψ : B → C, то можно построить отображение φ
ψ : A → C как композицию (последовательное выполнение) отображений φ и ψ. Заметим, что если бы мы записывали отображение слева, то композицию φ
ψ нам бы пришлось читать справа налево, по-арабски. В дальнейшем нам потребуются следующие специальные типы отображений: инъекция (отображение φ : A → B называется инъективным, если для любых различных x, y
A элементы xφ, yφ также различны), сюръекция (отображение φ : A → B называется сюръективным, если для любого y
B существует такой x
A, что xφ = y), биекция (инъекция и сюръекция одновременно). Примерами отображений из рациональных чисел в рациональные могут служить отображения: x → x3, x → x2, x → x/2. Первое является инъективным, но не сюръективным, второе не является ни сюръективным, ни инъективным, третье является биекцией.