Смекни!
smekni.com

Очерки становления и развития астрономии на Дальнем Востоке. Китайская астрономия: Откуда есть пошла... (стр. 3 из 3)

1. Основание календарной системы Чжуань юй.

2. Наблюдения за пятью доступными невооруженному глазу планетами, приведшие к созданию теории пяти стихий, согласно которой все явления в нашем мире являются ни чем иным, как различными соединениями пяти основных стихий: дерева (му), огня (хо), земли (ту), металла (цзинь) и воды (шуй).

Школа пяти стихий идеологически питала дальневосточную интеллигенцию в течение более 2000 лет. Надо сказать, что китайская связь 5 планет с 5 стихиями и с 5 небесными царями, находит себе параллель в греческой космогонической системе, в которой Зевс был богом Юпитера, Аполлон богом Марса, Кронос богом Сатурна, Афродита богиней Венеры и Гермес богом Меркурия.

8. Мы говорили уже о том, что во вторую половину периода Чунь цю (722-481 гг. до н. э.) значительно продвинулось вперед определение эпох времен года, а отсюда можно заключить, что гармонизация лунного и солнечного затмений путем интеркаляции 7 вставочных месяцев в течение 19 лет происходила уже без недоразумений. Мы можем даже подозревать о существовании в этом раннем периоде определенной календарной системы, при наличии которой вставка месяца могла производиться механическим способом. Но мы можем сказать с уверенностью, что во второй половине периода Борющихся царств, была основана определенная календарная система, названная системой Чжуань юй, которая находилась в общем употреблении до принятия Первого официального календаря (Тайчу ли) в 104 г. до н. э., в правление императора У-ди. В системе Чжуань юй длина года равна 365 1/4 дней, длина месяца равна 29,53085 суток, что дает: 29,53085*235=365 1/4 *19, причем в 366 г. до н. э. Эпоха времени года, носившего китайское название начало весны (ли-чунь), на 1/24 года предшествующая весеннему равноденствию и считавшаяся в этот период идеальным началом года, новолуние (конъюнкция), считавшееся идеальным началом месяца, день цзя-инь, бывший первым в шестидесятеричной системе и заря, считавшаяся идеальным началом дня, совпали в одно время и этого знаменательного совпадения было достаточно, чтобы выбрать его за начало календарной системы, поэтому год цзя-инь был принят за первый год в счете годов по шестидесятеричному системе. Доказательства из других источников заставляют определить время образования календарной системы Чжуань-юй между 360-330 гг. до н. э. В качестве косвенного доказательства можно привести следующую цитату из книги Мынцзы (собрание изречений великого китайского философа Мынцзы, жившего около 300 г. до н. э.): хотя небо высоко и звезды далеки, но, исследуя их проявления, мы можем, сидя у себя, определить в какой день тысячу лет назад было солнцестояние. Эта цитата особенно интересна для нас, ибо, прежде всего, показывает, что во времена Мынцзы, очевидно, давно уже существовала определенная календарная система, дававшая даже профану, каким, вероятно был в астрономии Мынцзы, крепкую уверенность в ее надежности, и, во-вторых, что успех астрономов в приготовлении хорошего лунно-солнечного календаря возбудил в публике научный интерес к науке вообще.

104 г. до н. э. является важным периодом в истории китайской астрономии. В этом году была созвана первая широкая астрономическая конференция для обсуждения вопроса о календарной реформе; после оживленной дискуссии была принята официальная календарная система, известная под названием Первая календарная система (Тай-чу-ли). Это была первая система, официально признанная китайским правительством; все последующие за ней календарные системы, число которых к нашему времени составило более 50, равным образом торжественно проводились, как официальная реформа календаря, и тексты их помещались в китайских династических историях. Разумеется, все они построены на лунно-солнечной системе. Что касается самого Тай-чу-ли, то, по-видимому, он тождественен с календарем системы Сань-тун (Сан Тун ли), подробное описание которого дано в Истории Ханьской династии (Хань шу). Как видно из этого описания, в календаре принято: Длина года=385:3651539=365,2502 суток, Длина месяца=29,53085 суток, Что дает 365 385:1539*19=29 43:81*235.

Кроме того, в 11-ом месяце года, предшествовавшего 104 г. до н. э., зимнее солнцестояние, новолуние (конъюнкция), день цзя-цзы, полночь и затмение совпали друг с другом; такое совпадение само по себе должно было быть принято за начало новой календарной системы. Я позволяю себе сказать, что теоретически цикл затмений может быть приближенно определен личным числом из ряда: 88, 135, 223, 358 лунных месяцев. В Тай-чу-ли принят период в 135 месяцев, в то время как на западе был известен цикл в 223 месяца ( Халдейский сарос ). Чтобы быть беспристрастным, придется заметить, что этот факт скорее говорит в пользу независимого от западного влияния прогресса китайской астрономии, по крайней мере, до 104 г. до н. э. 9. В китайских летописях мы находим запись о том, что в период Борющихся царств жили два знаменитых астронома Ши и Гань, которые, наблюдая пять планет и звездное небо, составили каталог неподвижных звезд. Сам каталог, однако, давно уже был утерян. Совсем недавно Синдзо удалось открыть выдержки из каталога, разбросанные в качестве цитат по ряду книг раннего периода Танской династии (около VII в. до н. э.), а именно: Кай-юань чжань цзин (Конспект астрономии), Тянь-вэнь яо-лу, Тянь ди жуй-сян-чжи, а также в одной книге, добытой не столь и давно в Дуньхуанских (Дуньхуан) раскопках в Ганьсу. На основании этих отрывков, он восстановил каталог 120 звезд с положением их по измерениям Ши-шэня. Ему удалось также, на основании явления предварения равноденствий, определить примерную дату наблюдений около 300 г. до н. э. Я попробовал изложить Вам историю развития китайской астрономии от древнейших времен до Ханьских династий, то есть до II в. н. э. Как видно, мы только сейчас приподнимаем завесу прошлого с наиболее интересной древней части китайской астрономии и относительно нее существует большое разнообразие мнений. Пока я лично присоединяюсь к мнению Идзимы о более вероятном западном происхождении ДВ астрономии; правда, до II в. до н. э. мы не видим непосредственных следов западного влияния, но не исключена возможность привнесений, не оставивших письменных следов. Но это не значит, что вопрос решен, и мы не вернемся к его пересмотру, накопив больше материала.