Смекни!
smekni.com

Очерки становления и развития астрономии на Дальнем Востоке. Китайская астрономия: Откуда есть пошла... (стр. 1 из 3)

Корытко Светлана, Владивосток

Из доклада А.В. Маракуева ‘У истоков древней астрономии’ Дальнего Востока, прочитанном на математической конференции в ДВГУ, 2 апреля 1934 года. При решении вопроса об истоках древней культуры Дальнего Востока большую роль играет происхождение древней китайской астрономии, лежащей в основе астрономических познаний всего Дальнего Востока. К сожалению, в истории китайской астрономии много неясного, гораздо больше, нежели в древнегреческой, египетской, шумерской (вавилонской) астрономии и не меньше, чем в астрономии племен майя. Для иллюстрации диаметрально противоположных точек зрения на древнюю астрономию Китая, я могу сослаться, с одной стороны, на автора статьи Астрономия в 14-м издании энциклопедии Британника (1925 г.), поддерживающего гипотезу о седой древности китайской астрономии. В своих высказываниях он опирается, правда с оговорками, на много раз уже разбиравшиеся и до сих пор стоящие под подозрением примеры: солнечное затмение, которое, якобы, китайские придворные астрономы должны были предсказать (но не предсказали), вычислениями XXII до н. э. и точное определение наклона эклиптики, для которого китайцами в XII в. до н. э. была получена величина в 23 54'3''.15. Величина эта была приведена в Шуцзине, почти точно совпадающая с вычислениями Лапласа. С другой стороны известный японский синолог Идзима Тадао неоднократно утверждал в своих работах, что начало китайской астрономии восходит, самое большое, к IV в. до н. э. И что возникла она, по-видимому, под влиянием греческой культуры, занесенной в Китай в эпоху, непосредственно следовавшую за походом Александра Македонского на Индию (330 г. до н. э.). В самом деле, если китайский шелк проникал в это время в Грецию, то почему не могла проникнуть греческая астрономия в Китай, тем более, что в Енисейских раскопках обнаружены бронзовые предметы микенского и ионического стилей, вместе с зеркалами и ножами, тождественными с древними китайскими, что указывает на проникновение греческой культуры вглубь Азии.

Вавилонская и ассирийская астрономия в IV в. была воспринята Грецией. Почему она не могла непосредственно перейти в Китай, тем более, что в Вавилоне она должна была существовать намного раньше?

1. Так же как в Вавилоне, в основе древнейшей астрономии Дальнего Востока лежала астрология. Космогонические теории древней китайской астрологии объяснены наиболее понятным образом в Наставлении по астрономии, написанном Хуай-нань-цзы во II в. до н. э. Для истории древнекитайской астрономии, точно также как и для истории дальневосточной математики, большое значение имеет Трактат о гномоне, о времени составления которого давно уже шел спор. Что его нельзя относить к началу Чжоуской династии, как то делали китайцы, было известно давно. Не менее важное значение имеет Раздел об астрономии в Исторических записках Сы-ма Цаня. Отметим, что Исторические записки намечены к изданию Академией Наук СССР и их астрономический раздел скоро появится на русском языке, возможно в переводе автора настоящего доклада. Дата выхода Исторических записок в свет около 99 г. до н. э. Пока в происхождении их текста мы не сомневаемся, но есть любопытные указания на тождество ассирийских табличек с записями предсказаний оракула в библиотеке Ассурбанипала и содержания оракула в Исторических записках. Большое значение для истории древней китайской астрономии имеют надписи на древней бронзе. Синдзо в своих исследованиях использовал астрономические даты 180 текстов на бронзе.

2. Насколько можно выяснить из проделанных уже работ, в развитии древнекитайской астрономии, начиная со времен, теряющихся во мраке прошлого и кончая годом основания великой календарной системы (Тай-чу, около 104 г. до н. э.), наблюдается плавный эволюционный ход, на первый взгляд, как будто не нарушаемый иностранным влиянием. Ход этот можно разбить на такие периоды:

1) Введение солнечного календаря во времена легендарного императора Яо, правление которого китайцы относят к XXIV в. до н. э.

2) Введение системы 28 лунных станций (домов), примерно, в начале Чжоуской династии, т. е. в XIII в. до н. э.

3) Введение гномона ту-гуй, около середины периода, охватываемого Весенними и осенними записями для наблюдения точной эпохи солнцестояния. По-видимому, введение гномона подало идею принять зимнее солнцестояние за начало года.

4) Новый толчок к движению вперед астрономических знаний в середине периода Борющихся царств (Чжань-го, 480-250 г. до н. э.), а именно: Выработка твердой календарной системы Календаря Чжуаньюй (Чжуань-юй ли) в это время; Наблюдение за 5 планетами; Основание теории Пяти стихий (У-син шо): дерево (му), огонь (хо), земля (ту), металл (цзинь), вода (шуй), соединение которых обуславливает все в космосе. Начало систематических наблюдений над звездами, наименование, каталогизация созвездий и т. п.

5) Принятие первой официальной системы - Великого первого календаря (Тай-чу ли) в 104 г. до н. э.

3. Можно почти не сомневаться в том, что на Дальнем Востоке, как и почти у всех первобытных народов, с незапамятных времен находился в употреблении чисто лунный календарь. Действительно лунный календарь, то есть способ счета дней по фазам луны, является естественным обобщением использования ночью лунного света для человеческой жизни. Поскольку месяц в 29-30 дней великоват в качестве мерила промежутков времени первобытной жизни, вполне естественным становится его деление в древности на 3-4 части. Способ разделения лунного месяца на 4 четверти был, по-видимому, очень широко распространен во всей западной Азии, и мы, почти, можем не сомневаться в том, что деление месяца на 4 недели, принятое сейчас во всем капиталистическом мире, является ничем иным, как видоизменением древнего исчисления времени по четвертям луны. Даже в Китае замечаются следы употребления счета по четвертям луны в начале Чжоуской (Чжоу) династии, хотя этот факт не для всех китаеведов ясен. Способ разделения лунного месяца на три декады употреблялся на Дальнем Востоке почти до наших дней. Десять порядковых числительных китайской нумерации (или, как их называют китайцы, 10 пней , ши гань): цэя, и, бин, дин, моу, цзи, чэн, синь, жэнь, гуй, первоначальное значение которых основательно забыто, представляют собой ничто иное, как порядковые обозначения дней декады (сюнь). Действительно, в древних классических сочинениях мы видим, что эти порядковые именуются 10 дней (ши жи), а название десять пней (ши гань) появляется не ранее Ханьской (Хань, 206 г. до н. э. 221 г. н. э.) династии.

4. Переход от одной общественно-экономической формации к другой и рост населения требовал увеличения объема производства пищевых продуктов, а так как для этого необходимо систематическое возделывание культурных растений, то составление хорошего солнечного календаря стало насущной потребностью населения Дальнего Востока. Введение в употребление солнечного календаря, по-видимому, соответствует временам священных (вероятно, сказочных) императоров Яо и Шуня, правление которых обычно относят к XXIV в. до н. э.

Так как в эти удаленные от нас времена не могло быть и речи о знакомстве с длиной тропического года, то единственным доступным способом являлось определение эпох времен года путем наблюдения появления некоторых определенных, выбранных в качестве ориентированных светил немедленно после захода или как раз перед восходом солнца. Так, египтяне пользовались гелиакальным восходом Сириуса для определения начала своего астрономического календаря, а халдейские жрецы гелиакальным восходом Капеллы. В Китае для этих целей служил целый ряд светил, употреблявшихся в разных местах в разные времена; все они именовались по-китайски ориентированными светилами (чэнь). В китайских астрономических сочинениях мы можем проследить смену не менее чем пяти чэнь: Антарес, Орион, семь звезд Большой Медведицы, точки соединения луны и солнца и само солнце, меридиальная высота которого определялась гномоном. Из перечисленных методов первые три употреблялись до начала Чжоуской династии, то есть ранее XII в. до н. э.; четвертый был введен, по-видимому, взамен Северного ковша, и, в свою очередь, уступил место пятому, то есть применению гномона для определения высоты солнца. В Гун-яновых Комментариях к Чунь-цю, написанных, повидимому, в III в. до н. э., мы находим фразу: Антарес является великим ориентировочным светилом, Орион является великим ориентировочным светилом и самое северное (то есть Большая Медведица) тоже является великим ориентировочным светилом.

Альфа Скорпиона издавна считалась светилом, прохождение которого через меридиан вечером тотчас после захода солнца обозначает середину лета (то есть пятый месяц года по китайскому счету). Так как он служил ориентировочным светилом в течение многих столетий существования Иньской династии, то был, в конце концов, обожествлен в качестве бога-покровителя Иньских народов; позднее его стали обожествлять, как святого небесного Дракона (Скорпиона) всей нацией. Постепенно за ним монополизировалось название Ориентировочного светила (чэнь), и когда возникли 12 символов для обозначения 12 месяцев вероятно, в конце Иньской династии иероглиф чэнь стал символом, обозначающим пятый месяц. Цань, три звезды в поясе Ориона, служили, по-видимому, созвездием, определяющим середину зимы (то есть одиннадцатый месяц по китайскому счету) своим появлением на восточном небе, как раз после захода солнца. Одиннадцатый знак сюй в ряду 12 символов (ши ар чжи), означающих 12 месяцев года, представляет собой, по-видимому, ничто иное, как рисунок топора, фигура которого как будто напоминает расположение звезд в созвездии Цань. Китайский иероглиф суй, обозначающий понятие год, состоит из иероглифов сюй и бу, шаг, и, как видно из этого анализа, изображал промежуток между месяцем сюй (одиннадцатым месяцем) одного года и тем же месяцем следующего года.

Северный ковш (Бэй-доу), или семь звезд Большой Медведицы, представлялся древним китайцам в виде ковша, направление ручки которого после захода солнца служило указанием времени года. В частности, отвесное положение ручки в определенный час принималось за знак начала нового года. По всей вероятности, это изобретение принадлежит северным китайцам, это может быть народ Чжоуской династии до XII в. до н. э. Последовательная смена ориентировочных светил от Северного ковша (Вэй-доу) до системы 28 лунных станций (эр ши ба сю фа) как будто подтверждается наличием следов внутренних связей между 28 лунными станциями (сю).