ты, абсолютная субстанция, неизменная сущность вещей и т. п.?
Стремление найти их - наиболее характерная черта всякой метафизи-
ческой философии. Механический материализм, в частности, видел в
материи некую абсолютную неизменную субстанцию, и естествоиспыта-
тели XVIII-XIX вв. под материей обычно понимали неизменные атомы,
движущиеся по законам классической механики.
Новый философский материализм не признает существование не-
изменных элементов, абсолютной неизменной субстанции, отрицает
неизменную сущность всех вещей. " "Сущность" вещей или "субстан-
ция",- пишет Ленин,- тоже относительны; они выражают только уг-
лубление человеческого познания объектов, и если вчера это углуб-
ление не шло дальше атома, сегодня - дальше электрона и эфира, то
диалектический материализм настаивает на временном, относитель-
ном, приблизительном характере всех этих вех познания природы
прогрессирующей наукой человека". (4, с. 249 ). Для философского мате-
риализма неизменно одно: признание внешнего мира,существующего
независимо от сознания людей. В соответствии с этим находится
данное Лениным определение материи: ... объективная реаль-
ность,существующая независимо от человеческого сознания и отобра-
жаемая им". ( 4, с. 248 )
Не только атомы, но и электроны, протоны и др. элементарные
частицы вещества, разнообразные физические поля ( электромагнит-
ное, ядерное и др. ), атомные ядра, молекулы и т. д. - все они
существуют независимо от человеческого сознания, отражаясь в фи-
зических понятиях, теориях, гипотезах. Они - объективная реаль-
ность, материя. Материя неисчерпаема:" электрон также неисчерпа-
ем, как и атом, природа бесконечна..." (4,248). Пределы, до кото-
рых доходит сегодня наше знание материи, являются относительными
пределами; углубляя наше знание материального мира,наука преодо-
левает их. Бесконечность природы раскрывается в ходе все более
глубокого ее познания человеческим разумом, и развитие новой фи-
зики с особой яркостью подтверждает это положение.
Особый интерес с точки зрения материи представляет централь-
ная проблема современной физики - теория элементарных частиц. Не-
которые ученые, применяя односторонне теорию относительности к
этой проблеме, вывели заключение, что элементарные частицы, т. е.
электроны,протоны,нейтроны и т. д., не могут иметь конечных раз-
меров, а должны рассматриваться как геометрические точки. С этим
заключением,естественно, согласиться нельзя. Природа бесконечна,
неисчерпаема. это относится и к атому и к электрону и к другим
элементарным частицам. Поэтому свойсва этих частиц не сводятся
лишь к тем свойствам,которые рассматривает теория относительнос-
ти; эта последняя, как и всякая физическая теория, не охватывает
до конца явлений и предметов природы. Т. о., необходимо искать
существование более глубоких законов для решения проблемы элемен-
тарных частиц. На этой основе выросла релятивистская квантовая
механика. Но по физическим представлениям, нуклоны имеют опреде-
ленные размеры, поэтому выдвигается вопрос о структуре элементар-
ных частиц, а теория релятивистской квантовой механики не решает
этой проблемы. Это приводит к радикальным изменениям этой физи-
ческой теории и поискам новых теорий.
Поиск "сумасшедших идей", столь актуальный в современной фи-
зике, с точки зрения проблемы реальности, представляет собой
проблему существенно новых принципов построения физической карти-
ны мира, которые позволили бы придать теории элементарных частиц
логическую замкнутость и полноту. Большинство ученых считает,что
принципов квантовой механики и теории относительности недостаточ-
но для осуществления этой цели. Однако, отсутствие ощутимых успе-
хов в преодолении этой недостаточности вынуждено при решении
конкретных задач до сих пор ограничиваться лишь незначительными
модификациями квантово-релятивистского концептуального аппарата,
не затрагивающими его принципиальных основ.
Но стоит подчеркнуть, что релятивистская квантовая механика
позволяет решать вопросы, относящиеся к превращениям элементарных
частиц. Согласно этой теории, пространство, в котором нет элект-
ронов, позитронов, фотонов и т. д., называемое по традиции "ваку-
умом", на самом деле не есть пустое пространство. В нем существу-
ют "минимальные поля", реальность которых доказана существованием
некоторых явлений, открытых в атомных спектрах. Открытие матери-
альности физического атома - новая замечетельная иллюстрация не-
исчерпаемости материи.
Движение: абсолютность и относительность.
После открытия атома стало очевидно, что материя бесконечна
и неисчерпаема. Но существование любого материального объекта
возможно только благодаря действию образующих ее элементов и вза-
имодействию этого объекта с внешним окружением.
Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, сос-
тояний объекта. Изменение в философии обозначается понятием дви-
жения. Т. о., движение внутренне присуще материи, ибо движение
есть форма бытия материи. Достижения физики XIX-XX вв. значитель-
но повлияли на представления о смысле движения.
Квантовая теория, появившаяся в связи с парадоксами объясне-
ния наблюдаемого распределения энергии в спектре излучения абсо-
лютно черного тела ( Планк,1900) явлениями фотоэффекта (Эйн-
штейн,1905 ) и противоречиями планетарной модели мира ( Бор,1913)
стала общей теорией взаимодействия и движения микрообъектов. В
связи с этим физика движения в специальной теории относитель-
ности ( Эйнштейн,1905 ) сделала ненужными представления об эфире
как абсолютной системе отсчета. Это дало возможность и в физике
взаимодействий отказаться от эфира и приписать полю самостоятель-
ное существование.
Различные виды движения материи способны превращаться в друг
друга. Такие превращения могут происходить или в пределах одной
физической системы ( например, когда механическое движение прев-
ращается в тепловое ), или движение в одной системе может возбу-
дить движение в других. Однако, при всех превращениях, движение
не уничтожается и не возникает, т. е. абсолютно. Доказательством
этого положения выступило открытие в физике закона сохранения
энергии ( закона сохранения движения - в более широком смысле ).
Но одновременно со своей абсолютностью, движение относительно,
т.к. физические системы движутся относительно других физических
систем. Доказательством этого положения выступает открытие прин-
ципа относительности Галилеем в 1636 г. Несмотря на то, что прин-
цип относительности был открыт в XVII в.,он не применялся в клас-
сической физике только потому, что все существенные результаты в
ней были получены раньше, чем было понято его значение. Но этот
принцип оказался незаменимым в релятивистской физике, хотя играет
одинаковую роль и в классической, и в релятивистской теории.
Вопрос об объективной реальности в квантовой физике.
Вопрос об объективности явлений открытых современной физикой
можно проследить на примере квантовой механики.
Квантовая механика - физическая теория частиц и явлений
атомного масштаба - покоится на открытии двуединой корпускуляр-
но-волновой природы атомных объектов. С точки зрения диалектики,
все это не вызывает никаких недоумений, ибо диалектика учит нахо-
дить не противоречия, какие существуют в материальной действи-
тельности в движении и развитии, и отображать их в понятиях. В
самом деле, законы квантовой механики отражают одновременно и
корпускулярные, и волновые свойства движущегося вещества в отли-
чие от законов классической механики, которые отражают движение
вещества только в корпускулярном аспекте.Квантовые величины ха-
рактеризуют не просто корпускулярную, но одновременно и волновую
природу атомных процессов. Именно поэтому квантовые величины -
суть величины особого рода и, в частности, не сводятся к класси-
ческим величинам, хотя последние используются при их определении,
подобно тому, как скорость в классической механике не сводится к
пути и времени, хотя без последних не определяется. Разумеется,
квантовые величины связываются друг с другом по-иному нежели
классические величины, что и демонстрируется, например, соотноше-
нием неопределенностей для импульса и координаты. Отображая объ-
ективные свойства атомов, соотношение неопределенностей позволяет
находить новые факты об атомах ( например,применяя его к вопросу
о составе атомного ядра, можно доказать, что в атомном ядре не
может быть электронов ). Понятие квантового импульса, соотношение
неопределенностей, как и вся квантовая механика, отражают строе-
ние и свойства материи на ее,так сказать, атомном уровне. Кванто-
вая механика всем своим содержанием свидетельствует о новых ги-
гантских успехах человеческого разума, о том, что человек прошел
еще одну существенную ступень в своем познании и овладении зако-
нами природы. Эти взгляды на квантовую механику представлены оте-
чественной наукой, а также учеными других стран: П. Ланжевен, Луи
Вижье ( Франция), Д. Бом (Америка), Л. Яноши (Венгрия) и др.
Существуют, однако, и другие воззрения на квантовую механи-
ку, известные под названием "копенгагенской интерпритации", исхо-
дящей из идеалистической позиции. Ее представляют прежде всего Н.
Бор и В. Гейзенберг - физики, создавшие вместе с Э.Шредингером и
П. Дираком квантовую механику. Суть "копенгагенской интерприта-
ции" квантовой механики ( в изложении Бора и Гейзенберга ) сво-
дится к следующему: сочетание волновых и корпускулярных понятий