Формирование правового статуса личности есть придание ему определенной формы, законченности, юридической состоятельности легитимности. В основе правового статуса лежит его фактическое положение и прежде всего экономическое.
Сказанное не означает, что на формирование и совершенствование правового статуса личности не оказывает специфика исторического развития, национальный состав, традиции, нравственные, духовные и иные ценности и даже географическое положение страны. Вместе с тем закономерности развития общества обусловливают единые свойства правового статуса, единые принципы взаимоотношения гражданина и государства в зависимости от степени его цивилизованности и от формы политического режима.
Формирование правового статуса личности имеет многовековую историю и связано с развитием демократии, права, борьбой людей за свои права и свободы. И все же идеи демократии, прав и свобод человека хотя и взаимосвязаны, но каждая из них (теоретически и практически) представляют собой самостоятельные явления.
Ничем не ограниченная демократия враждебна духовной природе личности. В равной степени демократия, основанная на абсолютизме, деспотизме, революционной законности, не совместима с понятием справедливости, свободы, торжества закона и интересов индивида. Еще Эпикур писал, что законы изданы ради мудрых, не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
Следовательно, прогресс общества, развития демократии неотделим от принятия законов, направленных на укрепление правового статуса личности.
Разумеется, это не означает, что если государства называют себя демократическим и. то права и свободы граждан, установленные в законах, неукоснительно реализуются, гарантируются.
Методологические, принципиальные идеи современного понимания правового статуса личности были заложены еще представителями античного мира (Аристотель, Эпикур, Цицерон, Гай, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Марциан, Демосфен. Юлиан и др.). Многие из них видели в праве частной собственности разумное и добродетельное начало, а в справедливых законах – требования свободы, равенства, выражение интересов индивидов.
Средневековье ознаменовалось иным пониманием прав личности. Правовое положение человека в обществе и государстве определялось его принадлежностью к определенному сословию, божественными законами (Фома Аквинский).
Начиная с И. Канта, просвещенная европейская мысль динамично культивировала начала автономности, абсолютной самоценности, самозаконности личности.
Со второй половины XVIII в. правовой статус личности начинает ассоциироваться с системой неотъемлемых прав человека. В его основе были заложены либеральные буржуазно-революционные идеи, концепция естественного права. Материальным, политико-юридическим воплощением названных идей является Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 года. В ней подчеркивается, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель всякого политического союза – обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Таковые – свободы, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.
Следует подчеркнуть, что Декларация прав человека и гражданина 1789 г. – это веха в истории признания и защиты прав личности. Она заложила принципиально новую идеологию свободы и прав индивидов, закрепила новые взаимоотношения гражданина и государства. Впервые в названном документе было четко сформулировано: «Общество, где не обеспечены гарантии прав и нет разделения властей, не имеет Конституции».
Отечественная наука конца XIX – начала XX в. в целом не отрицала деления прав человека на естественные и установленные, лишь подчеркивала недопустимость вмешательства государственной власти в частную жизнь индивидов, полагая, что есть известная сфера самоопределения и самоуправления личности, в которую государство не имеет права вторгаться.
При этом форма его правления не влияет на широту и объем юридических установлений, охраны и защиты прав личности. И соблюдение, и нарушение прав человека одинаково возможны при монархической, и при республиканской формах правления, если не выполняются следующие условия: нет разумных пределов ограничения государственной власти, не действует принцип верховенства права, не учитываются исторические условия развития страны, самобытность национальной и политической культуры ее народа. История России от Ивана Грозного до Бориса Ельцина тому свидетельство.
Права и свободы по отношению к правовому статусу личности играют двоякую роль: пассивную и активную. С одной стороны, государство обязано воздерживаться от вмешательства в границы свободы личности. С другой стороны, государство путем правотворческой и правоприменительной деятельности обязано содействовать практическому осуществлению индивидом принадлежащих ему прав и свобод.
Тема правового статуса личности связана с вопросами соотношения понятий «человек», «личность», «гражданин», «индивид», «субъект», «права человека», «права гражданина». Тенденция правопонимания, основывающаяся на общечеловеческих ценностях, культурной самобытности народа, придает вопросам взаимосвязи прав человека и прав гражданина дополнительный импульс. Чем это обусловлено?
Во-первых, общепризнанной гуманитарной общечеловеческой ценностью категорий прав человека и прав гражданина.
Во-вторых, тем, что категории «права человека» и «права гражданина» не абстрактные, а наполненные конкретным содержанием понятия, имеющие свою специфику возникновения, функционирования и реализации.
В-третьих, через уяснение смысла терминов «права человека», «права гражданина» имеется возможность определить формы и пределы вмешательства государственной власти в жизнь индивидов, а также пути реализации правового статуса личности.
Соотношение «прав человека и прав гражданина» кратко можно определить так. Права человека объемлют не только отдельных лиц, но и целые общности (например, детей, женщин, национальных меньшинств). Права граждан охватывают значительно меньший круг субъектов правовых отношений: граждан, апатридов, иностранцев, лиц с двойным гражданством. Права человека входят в большую сферу международно-правовых отношений, потому что носят не только региональный, но и глобальный характер. Права граждан также являются предметом международно-правового регулирования, но гораздо в меньшем объеме.
Права человека служат и средством ограничения вмешательства в частную жизнь граждан, и предпосылкой их возникновения и защиты. Так, в статье 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года предусматривается: 1) каждый человек имеет право на гражданство: 2) никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.
Тем не менее, диалектическая взаимосвязь прав человека и прав гражданина в этом плане сводится к тому, что всем комплексом прав человека можно обладать, только имея гражданство того или иного государства, поскольку есть права, неразрывно связанные с наличием у лица гражданства.
Сказанное позволяет сделать следующие выводы: понятия «права человека» и «права гражданина» пересекаются в плоскости юридической конструкции статуса личности, сфере субъективного права.
Названные понятия, исследуемые в плоскости правового статуса личности, соотносятся, в целом, как равноценные, как весьма важные с точки зрения демократических принципов гражданского общества и законодательства; «права человека» и «права гражданина» – явления объективные, диалектичные, жизнедействующие.
В заключение параграфа подведем итоги сказанному:
Правовое положение личности, то есть ее положение в обществе, государстве, выраженное в законодательстве, именуется правовым статусом личности.
Исторически процесс формирования правового статуса личности всегда эволюционизировал, но никогда не проходил гладко, сопровождался острыми социальными битвами за права и свободы. Существенное влияние на правовой статус оказывает правовая культура определенной эпохи.
Права личности являются видом субъективных прав, определяющей характерной чертой правовой системы.
В правовом статусе личность выступает и как субъект прав человека и как субъект прав гражданина. Их нельзя противопоставлять друг другу и следует рассматривать в качестве самостоятельных и равноправных явлений и ценностей.
Качество правового статуса определяется его соответствием общечеловеческим ценностям и международным стандартам, среди которых главное место занимают права человека.
Глава 2. Личность, право и государство
2.1 Пределы государственной деятельности в историческом аспекте
В тоталитарном государстве, вмешивающемся во все и вся, нет условий для постановки вопроса о пределах государственной деятельности. В демократическом правовом государстве появляются возможности как для теоретического исследования проблемы, так и для практических реформ в данном направлении.
Истоки теоретической постановки вопроса о пределах государственной деятельности следует искать в естественно-правовом воззрении. Согласно договорной теории происхождения государства последнему переданы обществом не все права, а только часть их. Многие права граждане не возложили на государство, а оставили за собой. Поэтому сфера деятельности государства ограничена определенными рамками, выход за которые дает народу право отстранить правителей.
В последующем получили развитие и другие аспекты естественного подхода. Так, известная буржуазная доктрина «государства – ночного сторожа» допускала только охранительные функции государства. Оно не должно было вмешиваться в экономику и частную жизнь граждан. Метаморфозы данной либералистской концепции известны: в наше время она получила свое продолжение в неоконсерватизме, в «рейганомике» и «тэтчеризме».