Смекни!
smekni.com

Пределы действий нормативно-правовых актов (стр. 3 из 3)

Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также беженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покивув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

В отличие от них, вынужденные переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией признаётся и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-пра­вовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

По общему правилу, нормативно-правовые акты изда­ются с целью распространения их предписаний на граж­дан данного государства. Наделяя своих граждан консти­туционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, го­сударство должно не только принимать меры к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституцион­ных требований и положений в отношении граждан внут­ри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федера­ции", например, прямо предписывает всем государствен­ным органам России, дипломатическим представительст­вам и консульским учреждениям всячески содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством госу­дарства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. Им вменяется в обязанность защищать права и законные интересы граждан, а "при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Рос­сийской Федерации"'.

Когда гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство, он пользуется не только по­кровительством России, но и покровительством "своего' нового государства. Двойное гражданство, а следователь­но, двойное покровительство допускается, согласно Кон­ституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 62, лишь в одном из двух случаев, а именно: если такая возможность предусматривается федеральным законом или же если это предусмотрено соответствующим международным дого­вором России. Конституция Российской Федерации особо акцентирует внимание на том, что наличие у граж­данина России иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предус­мотрено в федеральном законе или международном дого­воре (ч. 2 ст. 62)

Законодательство России, впрочем, как и законодательство других стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязаннос­тей к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граж­дане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности "наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

В соответствии с Конституцией Италии правовое по­ложение иностранцев и лиц без гражданства "регулирует­ся законом в соответствии с международными нормами и договорами" (ст. 10).

Конституция и текущее законодательство Швеции без­оговорочно "уравнивают в правах" иностранцев и лиц без гражданства со шведскими гражданами лишь в опреде­ленных вопросах. Именно - в вопросах защиты от при­нуждения участвовать в собраниях "с целью формирова­ния мнений, или в демонстрациях..."; защиты от смертной казни, телесного наказания и пыток, а также от медицинского воздействия в целях принуждения или во­преки его желанию; права на судебную проверку, лише­ния свободы в связи с преступлением или подозрением и совершении преступления; защиты от обратной силы наказания и "от обратной силы иного правового воздействия за преступления"; защиты от привлечения к суду "в определенных случаях"; защиты "от неблагожелательного отношения по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения или по признаку пола"; права на про­фессиональные меры борьбы и права "на возмещение при экспроприации или на основе аналогичных распоряже­ний".

Что же касается других вопросов, то иностранцы и лица без гражданства уравниваются со шведскими граж­данами с определенными изъятиями и оговорками. Пос­ледние в обязательном порядке должны "вытекать из особых предписаний закона".

Аналогичная практика существует и в других странах. В России, например, по Закону о правовом положении иностранных граждан последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме. Они не могут быть назначены на определенные государ­ственные должности, например прокурора, судьи, нота­риуса, и занимать их. На них не возлагаются определен­ные конституционные обязанности, такие, например, как обязанность нести военную службу, которая является долгом и обязанностью лишь гражданина Российской Федерации (ст. 59, ч. 1, Конституции). Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на терри­тории России, а также их административной и уголовной ответственности в законодательстве установлен и осу­ществляется ряд специальных правил.

Особое положение в России, равно как и в других странах, занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользую­щиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соот­ветствии с международным и национальным (внутрен­ним) правом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и в значительной части гражданская юрисдикция государ­ства пребывания. Судебные, следственные и иные (на­пример, фискальные) органы, к которым поступают тре­бования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим имму­нитетом, должны заведомо признавать подобного рода дела им не подведомственными. На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.

заключение

Итак, для правильного применения НПА необходимо ответить на три основных вопроса:

1. с какого момента времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени)1;

2. на какую территорию он распространяет своё регулирующее влияние (действие в пространстве);

3. и наконец, каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Установление этих рамок-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содер­жащихся в данных актах общеобязательных норм.

литература

1. Алексеев С.С; Государство и право, 1996

2. Алексеев С.С; Теория права, 1994

3. «Большая Юридическая Энциклопедия»

4. Действие закона// Ю.А.Тихомиров, Москва, 1992

5. «Закон в переходный период, опыт современной России» (Журнал «Государство и право» номер 10 1995г.)

6. Конституция РФ 1993

7. Крестьянинов Е.В. «Особенности порядка принятия Конституционных законов» (Журнал «Государство и право» номер 12 1995г.)

8. Малков В.П. «Опубликование и вступление в силу Федеральных законов и иных нормативно правовых актов» (Журнал «Государства и право» номер 5 1995 г.)

9. Общая теория права и государства // под ред. В.В.Лазарева, Москва, Юристъ, 2000

10.Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ . ред. Кудрявцева Ю.В.)

11.Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.)

12.Протасов В.Н.; Проблемы теории права и государства, 1998

13.Румянцев О.Г. Додонов В.Н. «Юридический энциклопедический словарь 1996

14.Соотношение права и закона (Г.Жилин, "Российская юстиция", N 4, апрель 2000 г.)

15.Теория государства и права (курс лекций)// под ред. Н.И.Матузова, Москва, Юристъ, 2001

16.Язык закона // под ред. А.С.Пиголкина, Москва, 1990


[1]Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

1 Данный раздел выходит за рамки темы настоящей работы.

1 Данный раздел выходит за рамки темы настоящей работы.