Смекни!
smekni.com

Пределы ответственности за преступления, совершенные в состоянии опьянения (стр. 2 из 4)


2. Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения

УК РСФСР рассматривал совершение преступления лицом, находившимся в состоянии опьянения, как обстоятельство, отягчающее ответственность. Хотя суд мог не признавать его таковым (ст. 39 УК РСФСР).

Новый уголовный закон не содержит этого правила. Однако совершение преступления в состоянии опьянения может быть учтено судом при назначении наказания как одну из характеристик личности преступника (ч.3 ст. 60 УК РФ).

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности (ст. 23 УК РФ). Конкретный вид «других одурманивающих веществ» в данном случае значения не имеет[9]. Данная норма не имеет в виду исключительные состояния, связанные с патологическим опьянением, которое является временным психическим расстройством и образует один из признаков медицинского критерия[10].

Состояние опьянения увеличивает психическую и двигательную активность, затрудняет концентрацию внимания, у человека происходит переоценка своих возможностей, снижается самоконтроль. В состоянии опьянения растормаживаются инстинкты и проявляются скрытые особенности личности и переживания, контролируемые в трезвом состоянии (ревность, тщеславие, обиды и другие).

Действующим законодательством Российской Феде­рации устанавливается, что уголовной ответственности не подлежат лица, которые во время совершения обще­ственно опасного деяния находились в состоянии невме­няемости. Определенные психические, неврологические и соматические расстройства лежат и в основе опьяне­ния, вызванного употреблением алкоголя, наркотических или других одурманивающих средств. Однако рассмат­ривая простое либо наркотическое опьянение, следует отметить, что двигательное возбуждение и агрессивные действия лица всегда находятся в тесной связи с реаль­ной обстановкой. При этом у него не наблюдается пол­ного помрачения сознания, и оно сохраняет способность не только осознавать окружающую обстановку, но и осмысливать свои поступки в целом. Таким образом, при простом алкогольном или наркотическом опьянении от­сутствуют признаки, характеризующие психическое за­болевание лица, а в связи с этим такое опьянение и не относится к числу психических расстройств, обу­словливающих невменяемость.

В литературе высказывалось мнение, что во всяком резко выраженном опьянении имеются признаки невме­няемости. А наказание к лицам, совершившим преступ­ление в состоянии опьянения, применяется потому, что они намеренно приводят себя в то состояние, при кото­ром могут совершить общественно опасное деяние. Од­нако с такой точкой зрения трудно согласиться, посколь­ку подобный подход практически не дает возможности разграничивать вменяемость при простом алкогольном или наркотическом опьянении и невменяемость на почве употребления алкоголя, наркотиков или одурманивающих веществ, а отсюда вытекает необходимость и в послед­нем случае привлекать лиц к ответственности, что про­тиворечило бы содержанию ст. 21 УК РФ. Нельзя также забывать и о том, что преступления, совершаемые в со­стоянии простого алкогольного опьянения, обусловлены не столько непосредственным влиянием алкоголя, нар­котиков и других одурманивающих веществ, сколько со­циально отрицательными взглядами и установками лич­ности преступника[11].

Поскольку алкогольное и наркотическое опьянение не относится к числу психических заболеваний, УК РФ пря­мо указывает, что лицо, совершившее преступление в со­стоянии такого опьянения, не освобождается от ответ­ственности (ст. 23 УК РФ). И, хотя данная ответствен­ность наступает не за то, что лицо привело себя в состо­яние опьянения, а за совершение преступления в состоя­нии опьянения, такое специальное провозглашение в за­коне имеет важное предупредительное значение для лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и другими одурманивающими веществами.

Не ограничиваясь указанием на ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, уго­ловное законодательство предусматривает необходимость не только применения наказания к виновным, но и обя­зывает судебные органы применять к алкоголикам, нар­команам и токсикоманам принудительные меры лечения, а также устанавливать в отношении их попечительство. Так, в ч. 2 ст. 97 УК РФ подчеркивается, что лицам, осуж­денным за преступления, совершенные в состоянии вме­няемости, но нуждающимся в лечении от алкоголизма и наркомании, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде принудительного амбулаторного наблюдения и лечения. Принудительное лечение этих лиц осуществляется в ме­стах отбывания наказания или в специальных учрежде­ниях.

Хронический алкоголизм, при котором лицо остает­ся вменяемым, нельзя смешивать с алкогольными пси­хозами: дипсоманией (запоем), белой горячкой, алкоголь­ным галлюцинозом, алкогольным параноидом. При дан­ных психозах наступает временное болезненное психи­ческое расстройство, и лицо признается невменяемым, а, следовательно, и не может нести уголовную ответствен­ность.

От простого алкогольного опьянения необходимо от­личать также и случаи патологического опьянения, кото­рые относятся к группе кратковременно протекающих психотических расстройств. В настоящее время психиат­рическая наука рассматривает патологическое опьянение как острое психотическое состояние, возникающее на фоне алкогольной интоксикации, со своеобразной болезненной симптоматикой, качественно не имеющей ничего обще­го с простым алкогольным опьянением. Патологическое опьянение возникает в результате сложного совпадения во времени ряда внешних вредных факторов, действую­щих на организм, из которых алкоголь является основ­ным и обязательным. При патологическом опьянении лицо признается невменяемым, а поэтому и не привле­кается к уголовной ответственности.

Состояние опьянения может возникать не только под влиянием алкоголя, но и в результате потребления нар­котических веществ (опия, морфия, гашиша, анаши и других одурманивающих веществ). Совершение преступ­ления в состоянии наркотического опьянения, так же как и при алкогольном опьянении, не освобождает от уго­ловной ответственности, что вытекает из содержания ст. 23 УК РФ. При этом, в соответствии с Постановле­нием Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г., совершение лицом преступления в состоянии опьянения, вызванного употреблением алко­голя, наркотических веществ, психотропных или других одурманивающих веществ, законом не отнесено к обсто­ятельствам, отягчающим наказание. А потому эти сведе­ния, при наличии к тому оснований, могут учитываться при оценке данных, характеризующих личность.

На основании вышеизложенного представляется, что наказание лицу, совершившему преступление в состоянии опьянения, назначается на общих основаниях, согласно ст. 60 УК РФ, которая предписывает при назначении наказания учитывать характер и степень общественной опасности преступления. Характер общественной опасности определяет ее в ряду других преступлений, а степень – позволяет различать общественную опасность преступлений, квалифицируемых по одной и той же статье УК РФ. Характер и степень общественной опасности совершенного преступления выявляются по каждому делу. Для определения характера общественной опасности первостепенное значение имеет выявление объекта и субъективной стороны преступления. Степень общественной опасности чаще всего характеризуется объективной стороной преступления. Однако учесть характер и степень общественной опасности любого преступления можно только на основе всех объективных и субъективных признаков, которые установлены и проанализированы судом при рассмотрении дела и назначении наказания.

Характер и степень общественной опасности преступления зависят и от данных, относящихся к личности преступника. Но эти данные при назначении наказания имеют и самостоятельное значение.

Данные о личности преступника имеют значение для назначения наказания не только в связи с характером и степенью общественной опасности преступления. Суды при назначении наказания в зависимости от конкретных обстоятельств дела учитывают данные о личности виновного: поведение по месту работы и в быту, состояние здоровья, семейное положение. В новом УК РФ суду при назначении наказания предлагается учитывать, как назначаемое наказание отразится на условиях жизни семьи осуждаемого. Эти и другие сведения, положительно или отрицательно характеризующие личность виновного в преступлении до его совершения, должны приниматься во внимание при назначении наказания как за преступления небольшой тяжести, так и за тяжкие преступления. Разумеется, сведениям, характеризующим личность виновного, нельзя придавать определяющего значения, особенно при назначении наказания за тяжкие преступления, но без их учета суд фактически не имеет возможности назначить справедливую меру наказания.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства, которые обязаны учитывать суды при назначении наказания, могут не относиться непосредственно к совершенному преступлению; могут быть связаны с ним, но не влиять на квалификацию; могут быть указаны в диспозиции статьи Особенной части УК, по которой квалифицированы действия виновного. В последнем случае их влияние на общественную опасность преступления уже учтено в законе. Однако нельзя считать, что в связи с этим их во всех случаях не следует учитывать при определении вида и размера наказания. По нашему мнению, в тех случаях, когда конкретные обстоятельства подлежат дополнительной оценке, особенно если речь идет об обстоятельствах, относящихся к последствиям тяжких преступлений (например, число потерпевших при убийстве или количество и размер полученных взяток), суд при назначении наказания не может не принять их во внимание.