Значение системы гражданского права для законодательства, его изучения и преподавания. Закрепленная в ГК РФ система гражданского права, его основные понятия и терминология лежат в основе всех последующих законодательных актов в области гражданского права. Важнейшие из них идут от общего регулирования к особенному и не повторяют общие положения гражданского права, закрепленные в ГК РФ. Это существенно упрощает систему законодательства, создает единство как в содержании, так и в правовой терминологии гражданского права, что облегчает его изучение и применение.
Система гражданского права, выраженная в ГК РФ, служит основой учебников и пособий по этой дисциплине. Однако читаемые в юридических учебных заведениях курсы гражданского права могут иметь особенности, обусловленные методическими взглядами и подходами соответствующих кафедр и преподавателей.
Учебники гражданского права, подготовленные в рамках Санкт-Петербургского университета и Московской юридической академии, строго следуют системе разделов и глав ГК РФ. Аналогичный учебник Московского государственного университета вносит в эту систему существенные коррективы, излагая в общей части гражданского права некоторые институты, традиционно включаемые в особенную часть, – интеллектуальную собственность и наследственное право.
Своеобразное деление гражданско-правовой материи дается в учебнике В. А. Белова, который выделяет общую и особенную части, исходя из оснований возникновения и характера гражданских правоотношений, и относит институт собственности к особенной части[9]. Такая систематизация расходится со структурой ГК РФ и усложняет изучение гражданского законодательства.
Учебные пособия, посвященные отдельным подотраслям гражданского права, часто включают материал смежных отраслей права, прежде всего административного (вопросы управления и государственного контроля), финансового, а иногда и трудового права. Такие комплексные исследования дают более полную картину правового регулирования в отдельных областях экономики, однако не должны вести к смешению норм различных отраслей права, механизм которых имеет особенности.
Имущественные отношения разнообразны и складываются не только на рынке, но и в иных сферах общественной жизни. В этих случаях они приобретают значительные правовые особенности и должны регулироваться нормами смежных отраслей права: административного (бюджетное финансирование, налоги), семейного (алименты), природоохранительного (использование земель и природных ресурсов), трудового.
Однако в законодательных актах названных отраслей широко используются категории и понятия гражданского права: собственность, сервитуты, договор, имущественная ответственность в форме штрафов и убытков и т.д. В связи с этим необходимо разграничение отношений и норм различных отраслей национальной правовой системы, и возникает вопрос о возможности субсидиарного применения более разработанных норм гражданского права к имущественным отношениям смежных отраслей.
Эта непростая теоретическая и практическая проблема решается по-разному в зависимости от особенностей отдельных групп имущественных отношений и указаний по этому вопросу, содержащихся в ГК РФ и отраслевых кодексах (законах).
Отношения административного и финансового права. Такие отношения, когда они имеют имущественное содержание, четко отличаются от гражданско-правовых. Для них характерно наличие у одной из сторон – государственного или муниципального органа – властных полномочий, отсутствие диспозитивности в регулировании, а также специфические меры ответственности: административное предупреждение, лишение права, административный арест и др.
Поэтому п. 3 ст. 2 ГК РФ устанавливает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Высшие судебные инстанции Российской Федерации неоднократно разъясняли это положение ГК РФ. Так, было разъяснено, что при удовлетворении требований о возврате из бюджета сумм денежных санкций, необоснованно взысканных налоговыми, таможенными и другими госорганами, нормы ГК РФ (ст. 395) об ответственности за неисполнение денежного обязательства не применяются[10].
Финансовые отношения бывают двоякого рода. Иногда они однотипны с административными (налоги и сборы, бюджетное финансирование), являются предметом специальных актов и выходят за рамки гражданского права. Другим отношениям финансового, а точнее имущественного, характера (кредитование, расчеты, страхование) присущи все черты отношений гражданского права, и они подчинены нормам ГК РФ и дополняющих его законов.
В последующих статьях Семейного кодекса содержатся дополнительные указания по этому вопросу: например, изменение и расторжение брачного договора подчинены правилам ГК РФ (ст. 43), как и нормы об исковой давности, когда она предусмотрена для семейных отношений (ст. 9).
В современной юридической науке довольно распространенным является мнение о желательности включения, по примеру ряда стран Запада, семейного права в состав права гражданского в качестве его подотрасли. Семейное право излагается как заключительный раздел в ряде опубликованных за последнее время учебников по гражданскому праву. Однако особенности исходных начал семейного права, наличие в его составе большой группы неимущественных отношений, а также самостоятельного Семейного кодекса делают такую позицию малоубедительной.
О тесной связи имущественных отношений гражданского и земельного права свидетельствует наличие в ГК РФ специальной гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Однако после принятия новых земельных законов содержание гл. 17 ГК РФ требует существенных корректив для устранения возникающих в этой области несогласованностей.