В иных случаях всегда можно обнаружить взаимодействие административного права с различными отраслями права. Так, связь административного и финансового права обусловлена общностью регулируемых отношений. Как известно, финансовое право регулирует процесс сбора, аккумуляции и расходования денежных средств. Исторически оно развивалось то вместе с административным правом, то в качестве его ответвления. В настоящее время рамки самостоятельности финансового права расширились, но остается неизменной некоторая общность предметов регулирования.
Административное право с учетом специфических особенностей государственно-управленческой деятельности как правовой формы реализации исполнительной власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. И сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права, которыми регулируются возникающие в ней общественные отношения, не охватываемые предметом административного права. Так возникает взаимодействие различных правовых отраслей.
Успешная деятельность государства, его органов в сфере правового регулирования общественных отношений предполагает не только осознание границ правового регулирования, но и творческое использование в этих целях наиболее действенных правовых средств. Параллельно с разработкой понятий «реализация права (норм права)», «действие права» и других стали разрабатываться и соответствующие механизмы реализации права. Необходимость таких разработок обусловливалась тем, что право выступает в качестве рычага воздействия на общественные отношения только при условии ясного представления, с помощью[4]
Проблема предмета и метода административного права рассматривается в свете административной реформы, реформирования административного права, названных выше и частично рассмотренных принципиально важных документов: Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. в редакции от 20 мая 2004 г. № 649, а также полного текста интервью В. В. Путина «Государство и эволюция». Эти аспекты, имеют институциональный характер.
В административно-правовом аспекте это направление призвано проявляться в укреплении административно-правовой части статуса человека и гражданина, более конкретно — в развертывании и использовании всего арсенала административно-правовой защиты физических и юридических лиц.
Существенному углублению и расширению анализа административно-правовой части статуса общественных объединений способствует модернизированное законодательство об общественных объединениях и политических партиях.
Предмет административного права — совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
«Предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».
По мнению профессора Ю. М. Козлова, предмет административного права довольно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:
- управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
- управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
- управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
- отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.
Таким образом, в качестве предмета административного права рассматривается , как правило, круг общественных отношений, складывающихся в сфере исполнительной власти (государственного управления). Иногда отождествляют понятия «исполнительная власть» и «государственное управление», с чем трудно согласиться, учитывая нечеткий, расплывчатый характер термина «государственное управление», дающий возможность принципиально по-разному (как это видно из соответствующих философских, экономических и юридических литературных источников) толковать его сущность, смысл и содержание.
Словом, необходимо серьезно видоизменить сам подход к предмету административного права и, таким образом, постепенно перейти к новому, демократическому и цивилизованному видению современного российского права. В этих целях и для углубления наших представлений о современном административном праве небесполезно хотя бы кратко познакомиться с пониманием и трактовкой этой отрасли представителями англосаксонской и континентальной систем права. В общем плане административное право понимается ими как совокупность юридических норм, регламентирующих деятельность административных учреждений. Американский административист К. Лобенджье, специально занимавшийся выяснением места административного права в системе права, определял административное право как отрасль публичного права, которая имеет дело с администрацией (управлением в действии). Другой исследователь, Д. Ригерт, в труде по административному праву США полагал, что административное право (Verwartungrecht) определяется в широком смысле как право, регулирующее всю государственную деятельность, за исключением законодательства и правосудия.
Однако объекты регулирования в англо-американском административном праве и континентальном административном праве существенно различаются. Это различие отражено в науке административного права.
В трудах ученых — представителей континентальной системы всегда важное место занимают вопросы структуры администрации. Но французском «Элементарном курсе административного права» М. Валина детально анализируются различные виды административных учреждений (так называемых субъектов прав в административном нраве), их компетенция, персонал, приобретение администрацией имущества и управление им, общественные работы, ответственность администрации по контрактам и за вред, причиненный ее должностными лицами и служащими. Большое внимание уделил административной Структуре и другой французский административист — Ж. Ведель. В американском административном праве институт структуры администрации не получил сколько-нибудь значительного развития. изначально, когда наука административного права только зарождалась, американские административисты, учитывая континентальный (в особенности французский), опыт, были склонны относить к объектам регулирования административного права систему, виды, внутреннюю структуру и персонал административных учреждений, т. е. вопросы структуры администрации. Такой подход был близок к континентальному. Родоначальник американской науки административного права Ф. Дж. Гуднау определял его как ту часть публичного права, которая закрепляет организацию административных органов, устанавливает их компетенцию и предоставляет индивидууму средства для защиты его прав от посягательств с их стороны.
Однако в последующем вопросы административной структуры перестали рассматриваться административистами США в качестве объекта, который регулируется административным правом. Американский административист профессор К. К. Дэйвис указывал в своем четырехтомном курсе административного права, что административное право представляет собой право, фиксирующее полномочии и порядок деятельности административных учреждений.
Американские ученые полагают, что структурой административных учреждений призвана заниматься наука государственного управления. Таким образом, проводится четкая грань между административным правом и государственным управлением.
Предметом науки административного права США и соответствен на объектами регулирования этой отрасли права являются следующие три сферы деятельности административных учреждений:
1) административное нормотворчество, часто называемое «легированным законодательством»;
2) административная квазисудебная деятельность, именуемая
обычно, с использованием континентальной терминологии, «административной юстицией»;
3) контроль судов над администрацией. При этом вместе с контролем нередко рассматривают также ответственность администрации и вред, причиненный ее служащими, либо изучают эту проблему отдельно
Перестраивая административное право России, целесообразно учесть, а возможно, и непосредственно использовать опыт функционирования американского административного права и континентальной системы права с учетом особенностей и специфики современных российских условий.
Пока же российское административное право (за некоторыми исключениями) функционирует по наработанным в течение семи десятилетия схемам и стандартам. Этот вывод относится и к определению предмета административного права. Полагаю, что его содержание и структура должны быть (хотя бы частично) видоизменены в следующих направлениях: административное право регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти. Но в этом процессе принимают участие и другие отрасли права — конституционное, финансовое, гражданское, налоговое, таможенное и ряд других; развитие взаимосвязи гражданина и административного права; регулирование административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений; усиление контроля судов (Конституционного Суда, общих и арбитражных судов) за деятельностью органов исполнительной власти, административных учреждений, должностных лиц; повышение ответственности органов исполнительной власти и административных учреждений, контроль за ними со стороны представительных органов власти, а также надзор прокуратуры.[5]