ПЛАН
1) ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 4
2) ФУНКЦИИ ТГП.. 5
3) ДОГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО. ФОРМЫ ВЛАСТИ.. 7
4) ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. ВОСТОЧНЫЙ, ЗАПАДНЫЙ, СИНТЕЗНЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ.. 10
5) ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.. 13
6) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА.. 16
7) СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ. 18
8) ТИПЫ ГОСУДАРСТВ. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ.. 21
9) ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.. 25
10) ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.. 25
11) ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.. 27
12) ПОЛИТИЧСКИЕ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ) РЕЖИМЫ.. 28
13) МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. 33
14) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ.. 34
15) ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ.. 36
16) ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ.. 37
17) ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ.. 38
18) СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ.. 38
19) ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА РФ.. 42
20) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.. 42
21) ГОСУДАРСТВО-ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 42
22) СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.. 43
23) ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ "ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА" 44
24) ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ.. 46
25) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.. 47
26) НОРМАТИВНАЯ ШКОЛА.. 49
27) СОЦИАЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА.. 50
28) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА.. 51
29) МАТЕАРЕЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.. 53
30) ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА.. 54
31) ПОНЯТИЕ ПРАВА.. 55
32) ПРИЗНАКИ ПРАВА.. 56
33) ПРИНЦИПЫ ПРАВА.. 57
34) ФУНКЦИИ ПРАВА.. 58
35) ИСТОЧНИКИ ПРАВА.. 59
36) НПА: ХАРАКТЕРИСТИКА, ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА.. 62
37) ЗАКОН: ПРИЗНАКИ ТРЕБОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ.. 64
38) СУДЕБНЫЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ. 66
39) НОРМОТВОРЧЕСТВО.. 68
40) ПРАВОТВОРЧЕСТВО.. 69
41) ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА.. 71
42) СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НПА: КОДИФИКАЦИЯ, ИНКОРПОРАЦИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ.. 72
43) ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.. 74
44) СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ.. 78
45) НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИЗНАКИ.. 82
46) СТРУКТУРА НОРМ ПРАВА, ВИДЫ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.. 83
47) ВИДЫ ПАВОВЫХ НОРМ: ПО МЕСТУ В ИЕРАРХИИ, ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПО ХАРАКТЕРУ ПРЕДПИСАНИЯ.. 84
48) ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ НОРМ.. 86
49) ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА.. 87
50) СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА.. 88
51) Публичное и частное право. 90
52) ОТРАСЛИ СИСТЕМЫ ПРАВА.. 92
53) ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА.. 94
54) ДЕЙСТВИЕ НОРМ ПРАВА ПО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ. 99
55) ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА.. 101
56) ВИДЫ И ПРИЕМЫ ТО! ЛКОВАНИЯ.. 103
57) ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА ПО АНАЛОГИИ.. 106
58) ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД.. 106
59) СПОСОБЫ И ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 109
60) МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 110
61) ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ.. 111
62) ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ.. 112
63) ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ФАКТИЧЕСКИЙ СОСТАВ 113
64) ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ: ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ. 114
65) ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 117
66-67) ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.. 118
68) ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 121
69) ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 124
70) ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 125
71) ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.. 126
72) ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 128
73) ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ.. 130
74) ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА.. 131
75) ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОННОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ 131
В ТГП нужно различать объект и предмет данной науки. Объект - более широкое понятие, полностью охватывающие явление внешнего мира, на кот. распространяется познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объектом данной науки как юридической являются общественные отношения, а в частности такие феномены как гос. и право. Предмет - это часть, одна из сторон, аспект объекта, исследуемый данной наукой, круг основных, наиболее существенных вопросов, кот. она изучает. Предметом же ТГП являются их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Так же в предмет ТГП входят:
1. Другие соц. явления и процессы, влияющие на гос. и право,
2. Гос. и право как феномен,
3. Понятия, позволяющие понять сущность гос. и права,
4. Правосознание (наше представление о гос. и праве).
Особенностями и характерными чертами предмета ТГП являются:
1. Изучает общие специфические закономерности - возникновение, развитие. функционирование гос. правовых отношений,
2. Рассматривает основные коренные вопросы, относящиеся, к предмету ТГП-сущность, тип, форма, функции, структура гос. и права,
3. Общая теория для всей ю. науки в целом, формирование единого понятийного аппарата,
4. Единство науки, теории гос. и теории права
1. возникли одновременно,
2. в процессе развития тип гос. и тип права совпадали и менялись одновременно,
3. тесно связанны и практически не могут существовать раздельно).
Понятие предмета отвечает на вопрос - что изучат данная наука, понятие метода - как она это делает. Метод ТГП включает способы, приёмы, средства изучения. Метод - совокупность приёмов, принципов, способов изучения общих закономерностей возникновения, развития, функционирования гос. и права и получения знаний.
Принципы:
1. Комплексность изучения гос. правовых явлений,
2. Принцип всесторонности рассмотрения с различных ракурсов, максимально полно, предметно и контрастно,
3. Принцип историзма. Использование ТГП конкретных фактов, исторических событий для анализа общих закономерностей возникновения, развития, функционирования гос. правовых отношений.
Классификация методов ТГП: 1. Всеобщий диалектико-материалистический метод - общие закономерности гос. правовых явлений, кот. рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью (специфика: 1. Каково общ. на данном этапе итс. развития, такое гос. и право., 2. Гос. и право - надстройка над э. базисом, 3. Общечеловеческое и классовое в гос. и праве (сочетание сугубо классовых задач с общечеловеческими миссиями, гуманизм и лобби). 2. Общие методы (используются не только в ТГП, но ив других науках) - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, маделирования, абстракционирования, прогнозирования. 3. Специальные методы (Разрабатываются в рамках спец. науки используются для изучениягос. и права) - математический, социологический, статистический, исторический. 4. Частные (Те методы, кот. вырабатываются сами собой ТГП и другими ю. науками для анализа гос. -правовых явлений) - метод толкования правовых норм.
Значение ТГП наиболее полно раскрывается в ее функциях.
Гносеологическая функция. Гносеология – теория познания, изучения действительности. Данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, и тенденции развития.
Онтологическая ф. Онтология – учение о бытии. выполняя данную Ф., общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем.
Эвристическая ф. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей гос-но-правовой действительности, а открывает новые закономерности в прогрессе гос-но-правовых явлений.
Методологическая ф. заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания гос-но-правовых явлений используются отраслевыми юр. науками как средство решения отраслевых теоретических проблем.
Идеологическая ф. присуща всем общественным наукам. ТГП неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д.
Воспитательная ф. проявл. в 3-х формах:
- имеет обучающее значение, т. к. призвана знакомить студентов с исходным понятием правовой науки;
- способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры;
- вооружает гос. органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере гос-но-правовой жизни.
Практически – организаторская ф. содержание которой объемно и многообразно. Например, ТГП разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва способствует своими выводами к принятию совершенных НПА и т.д.
Прогностическая ф. состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии гос-ва и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития.
Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга. Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества - мужчин и женщин. Собрание - столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания воиедя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким - смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести - ни обидчик, ни его родичи. Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями - исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Мононормы изначально были продиктованы "естественно-природной" основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей. В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы - обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).