Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний. Развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.
Установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения.
Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.
Определение количества играющих (весь класс, небольшие подгруппы, индивидуально).
Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры.
Подготовка к игре самого учителя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, методы руководства игрой.
Подготовка к игре учащихся.
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытии», формулирования выводов);
- опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуации, разные уровни проблемно - эвристического решения задач и т.д.)
- руководство повышением уровня понимания(от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3. Закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Факторы необходимые при подборе занятия, игры
1. Сколько будет участников?
2. Какими умениями и навыками обладают они?
3. Какую цель должна преследовать игра? (Развить определенное знание, закрепить некоторые навыки, дать разрядку от напряженной умственной работы, выдвинуть для решения какую-то проблему.)
4. Какое оборудование потребуется для игры и как его подготовить?
5. Как отметить победителей в игре?
Советы молодому учителю
по руководству познавательной деятельности учащихся
1. Делать обучение ярким, занимательным, при этом вырабатывать у учащихся и волю, и настойчивость в преодолении трудностей.
2. Использовать различные формы проведения уроков ( урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-конференция, урок-конкурс).
3. Применять прогрессивные методы обучения- системы методов проблемного обучения, гарантирующие развитие творческого мышления учащихся.
4. Устанавливать демократический стиль общения с учащимися.
5. Предоставлять учащимся право на ошибку.
6. Учить работать с книгой, уделять внимание организации и методике проведения творческих работ.
7. наблюдать, изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся.
8. Руководствоваться правилом: если в данных условиях тема посильна для учащихся, надо организовать ее самостоятельную обработку, если нет, учитель сам обязан излагать материал.
9. Планомерно готовить ученика к выполнению домашнего задания (ясность, однозначность, понятность). «Задаешь - проверяй, не проверяешь - не задавай».
10.Сопоставлять то, что предлагалось сделать на уроке с тем, что фактически осуществлено.
11.Постоянно выяснять степень продвижения учащихся (в знаниях, навыках, развитии) по сравнению с предлагаемым результатом.
12.Учитывать, охотно ли работают учащиеся на уроке.
13.Требования на уроке должны быть позитивны, определены, посильны и доведены до конца.
Словарь.
1. Познавательная деятельность, как и любая другая, направлена на развитие ребенка, имеет свою специфику как в содержании деятельности детей, так и в применениях ими методах
2. Познавательный интерес-стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлением действительности в процессе деятельности.
3. Дидактическая игра-это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях.
4. Обучение-это процесс целенаправленной передачи общественно-математического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.
5. Игра-это вид деятельности, где ребенок может проявить себя в разных позициях; просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры.
6. Метод-это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи.
7. Игра на уроке математики - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего
8. Игра для детей - это способ познания мира и своего места в нем, а потому, она необходима для развития личности ребенка.
9. Игровая роль-отражение какой-то реальной социальной роли или положения участника в структуре уже существующих игровых отношений.
10. Игровая деятельность – особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и психических сил.
Структура организации игры.
1.Выбор игры.
2. Подготовка игры
а) предварительная подготовка учащихся к игре.
б) Подготовка непосредственно перед игрой.
3. Введение в игру.
а) Предложение игры детям.
б) Объяснение правил игры.
в) Выбор участников игры.
4. Ход игры.
а) Начало игры
б) Развитие игрового действия.
5. Подведение итогов
6. Анализ игры.
1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения правил.
Профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:
умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;
обогащать впечатления детей с целью развития их игр;
обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
уметь организовывать начало игры;
широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д.р.;
создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;
уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения);
регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;
предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;
учить детей обсуждать игру и оценить её.
Требования к организации и проведению дидактических игр, выработанные методистами:
1) целесообразность дидактической игры, ее эффективность в данных условиях;
2) оптимальное сочетание дидактических игр с другими средствами (например, задачи на рефлексию, а также определение уровня знаний и умений);
3) учет не только особенностей изучаемого материала, но и специфики коллектива обучаемых: уровень подготовленности (игра должна быть посильной, не легкой, но и не очень сложной), психологических особенностей всего коллектива и каждого его члена (при распределении ролей);
4) однозначность и простота;
5) направленность на решение некоторой дидактической цели;
6) продуманность системы оценивания за участие и результат игры;
7) динамичность, эмоциональная привлекательность;
8) обсуждение хода игры и ее итогов;
9) проведение диагностики достижения дидактической цели.
По характеру деятельности игроков можно выделить: