Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Игровой замысел- первый структурный компонент игры - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеет правила, определяющие порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи. Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих. Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, грамоты, благодарности, призы, которыми награждаются команды-победители.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении [13,102].
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи [15,4-16]. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.
Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.
В свою очередь, дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер, например, быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими [19,62].
Исходя из особенностей предмета математики, следует различать игры-состязания и игры-олимпиады. В первом случае победа обеспечивается в основном за счет скорости выполнения вычислений, преобразований, но без ущерба качеству выполнения задания, во втором – победа обеспечивается, главным образом, за счет качества решений задач повышенной трудности или доказательства сложных теорем. Первые полезны для выработки автоматизма действий, вторые – для воспитания серьезного отношения к математике [16,13].
В конечном счете, в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – побуждение к обучению математике.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план; только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Дидактические игры в 6 классах часто бывают связаны с определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: «Магический квадрат», «Индивидуальное лото», «Числовая мельница» и др. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?», «Не зевать! Отвечай сразу», «Кто верней?» и т.д. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
«Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы»[16,80-96]. Решение задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.
В дидактической игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для детей главное- сама игра, а для учителя главное – дидактический результат (методическое значение игры). Для детей увлекательная условность делает незаметной, эмоционально положительно окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению, закреплению или усвоению информации.
Некоторые считают игру лишь средством закрепления знаний, полученных на занятиях, другие же справедливо возражают против такого узкого понимания значения игры, считают ее одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Такой взгляд на дидактическую игру определяется теми задачами обучения, которые стоят перед школой: не только дать детям определенный объем знаний, но и научить их владеть этими знаниями, вооружить навыками умственной работы, развить активность, самостоятельность мышления.
Таким образом, роль дидактической игры в развитии мотивации познавательной деятельности учеников очень велика, ее психологический анализ в процессе обучения показывает, что:
-игра помогает школьникам раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки;
- ученики, вовлекаясь в игровую деятельность, удовлетворяют свои потребности в обучении, учатся взаимодействовать с другими людьми;
- игра помогает выразить собственную индивидуальность детей и ближе подойти к своим внутренним ресурсам, которые в процессе игровой деятельности становятся частью их личности, развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка;
- ученик испытывает удовольствие от игры;
- игра обеспечивает доступность изучения программного материала;
- активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность школьника.
Глава 2. Исследование влияния дидактических игр на развитие мотивационной сферы учащихся
2.1. Проведение дидактических игр на уроках математики, анализ игровой деятельности
Изучив теоретические материалы по развитию мотивации познавательной деятельности, у автора возникло желание и интерес реализации этого на практике. Для того чтобы доказать или опровергнуть, что использование дидактических игр на уроках математики активизирует познавательную деятельность учащихся, автором работы в 6 «б» классе МОУ «Копчиковская основная общеобразовательная школа», учителем которого является Михласулина Рхия Гатаулловна, была проведена практическая работа по использованию дидактических игр и упражнений на уроках математики. Проведен их анализ.
Пробный урок в 6 «б» классе, МОУ «Копчиковская основная общеобразовательная школа».
Тема: Сложение отрицательных чисел
Цели:- повторение определений «модуль числа», «противоположные числа»;
развитие вычислительных навыков, памяти, математической речи, интереса к предмету;
развитие мотивации познавательной деятельности;
воспитание аккуратности, навыка самостоятельности;
Оборудование: наглядность, цветные мелки, модель термометра.
Ход урока (Организационный момент):
1. Домашнее задание. (п.32, № 1040 (а-г)).
2. Устный счет.
2.1. Выполнение
а) 213-30 б) 100-79 в) 39+27
*5 *3 :11
+465 -27 *13
:2 :4 :2
? ? ?
2.2. Взаимопроверка.
3. Изучение новой темы.
3.1. Историческая справка.
Индийский математик Брахмагупта, живший в VII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как «имущества», отрицательные числа как «долги». Правило сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так: сумма двух имуществ - имущество, а сумма двух долгов есть долг.