Смекни!
smekni.com

Итерационные методы решения систем нелинейных уравнений (стр. 6 из 8)

Итак,

, где

- матрица Якоби вектор- функции f.

Дальше, имеем:

.

Отсюда


,

где W'(x) - транспонированная матрица Якоби.

Поэтому окончательно

,

причем

.

3. Программная реализация итерационных методов

Реализация алгоритмов итерационных методов решения систем нелинейных уравнений будет показана на примере системы:

3.1 Метод простых итераций

Приведём систему к виду:

Проверим условие сходимости метода простых итераций.

Для этого построим матрицу Якоби


> f1:=0.1-x0^2+2*y0*z0;

f2:=-0.2+y0^2-3*x0*z0;

f3:=0.3-z0^2-2*x0*y0;

> f1x:=diff(f1,x0):

> f1y:=diff(f1,y0):

> f1z:=diff(f1,z0):

> f2x:=diff(f2,x0):

> f2y:=diff(f2,y0):

> f2z:=diff(f2,z0):

> f3x:=diff(f3,x0):

> f3y:=diff(f3,y0):

> f3z:=diff(f3,z0):

> A:=<<f1x|f1y|f1z>,<f2x|f2y|f2z>,<f3x|f3y|f3z>>;

И найдём ей обратную, норму обратной матрицы сначала в общем виде:

> A1:=MatrixInverse(A);


> norma:=MatrixNorm(A1,1);

Найдём значения

при которых норма обратной матрицы Якоби меньше единицы.

> x0:=1; y0:=1; z0:=1;

> norma;

Это означает, что по формулам


последовательность итераций будет сходиться к решению системы уравнений.

Построим итерационную последовательность

> restart;

> with(LinearAlgebra):

> x0:=0:

y0:=0:

z0:=0:

> x:=0.1-x0^2+2*y0*z0;

y:=-0.2+y0^2-3*x0*z0;

z:=0.3-z0^2-2*x0*y0;

i:=1;

> while (abs(x-x0)>0.0001)and(abs(y-y0)>0.0001)and(abs(z-z0)>0.0001) do

x0:=x:

y0:=y:

z0:=z:

x:=0.1-x0^2+2*y0*z0;

y:=-0.2+y0^2-3*x0*z0;

z:=0.3-z0^2-2*x0*y0;

i:=i+1;

end do:

Получили ответ:

Количество итераций:

Погрешность решения:

Отсюда можно получить коэффициент сжатия последовательности:

При

> P:= 0.3*q^22/(1-q)-0.0001;

> q:= fsolve(P);

Таким образом можно сказать, что было построено сжимающее отображение, для которого выполняется условие Липшица

Текстпрограммы:

procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);

var i:integer;

x0,y0,z0,x,y,z,eps: real;

begin

x0:=StrToFloat(Edit1.Text);

y0:=StrToFloat(Edit2.text);

z0:=StrToFloat(Edit3.Text);

eps:=StrToFloat(Edit20.Text);

i:=1;

x:=0.1-x0*x0+2*y0*z0;

y:=-0.2+y0*y0-3*x0*z0;

z:=0.3-z0*z0-2*x0*y0;

repeat

i:=i+1;

x0:=x;

y0:=y;

z0:=z;

x:=0.1-x0*x0+2*y*z;

y:=-0.2+y0*y0-3*x0*z0;

z:=0.3-z0*z0-2*x0*y0;

until ((abs(x-x0)<eps)and(abs(y-y0)<eps)and(abs(z-z0)<eps));

Edit8.Text:=FloatToStr(x);

Edit9.Text:=FloatToStr(y);

Edit10.Text:=FloatToStr(z);

Edit11.Text:=IntToStr(i);

end;

Преобразование Эйткена на примере метода простых итереций:

> restart;

> x0:=0:

y0:=0:

z0:=0:

> f1:=0.1-x0^2+2*y0*z0;

f2:=-0.2+y0^2-3*x0*z0;

f3:=0.3-z0^2-2*x0*y0;

ff1:=0.1-f1^2+2*f2*f3;

ff2:=-0.2+f2^2-3*f1*f3;

ff3:=0.3-f3^2-2*f1*f2;

x:=(x0*ff1-f1^2)/(ff1-2*f1+x0);

y:=(y0*ff2-f2^2)/(ff2-2*f2+y0);

z:=(z0*ff3-f3^2)/(ff3-2*f3+z0);

i:=1;

while (abs(x-x0)>0.0001)do

x0:=x:

y0:=y:

z0:=z:

f1:=0.1-x0^2+2*y0*z0;

f2:=-0.2+y0^2-3*x0*z0;

f3:=0.3-z0^2-2*x0*y0;

ff1:=0.1-f1^2+2*f2*f3;

ff2:=-0.2+f2^2-3*f1*f3;

ff3:=0.3-f3^2-2*f1*f2;

x:=(x0*ff1-f1^2)/(ff1-2*f1+x0);

y:=(y0*ff2-f2^2)/(ff2-2*f2+y0);

z:=(z0*ff3-f3^2)/(ff3-2*f3+z0):

i:=i+1;

end do:

Получилиответ:

Количество итераций:

3.2 Метод градиентного спуска

Построим функцию:

> U:=(0.1-x^2+2*y*z-x)^2+(-0.2+y^2-3*x*z-y)^2+(0.3-z^2-2*x*y-z)^2;

Найдём градиент функции:

> Ux:= diff(U,x);

Uy:= diff(U,y);

Uz:= diff(U,z);

Выберем начальное приближение и построим итерационную последовательность:


> x:=0;

y:=0;

z:=0;

> N1:=2*(.1-x^2+2*y*z-x)*(-2*x-1)-6*(-.2+y^2-3*x*z-y)*z-4*(.3-z^2-2*x*y-z)*y;

> N2:=4*(.1-x^2+2*y*z-x)*z+2*(-.2+y^2-3*x*z-y)*(2*y-1)-4*(.3-z^2-2*x*y-z)*x;

> N3:=4*(.1-x^2+2*y*z-x)*y-6*(-.2+y^2-3*x*z-y)*x+2*(.3-z^2-2*x*y-z)*(-2*z-1);

> x:=x-lambda*N1;

y:=y-lambda*N2;

z:=z-lambda*N3;

i:=1;

> N1:=2*(.1-x^2+2*y*z-x)*(-2*x-1)-6*(-.2+y^2-3*x*z-y)*z-4*(.3-z^2-2*x*y-z)*y;

N2:=4*(.1-x^2+2*y*z-x)*z+2*(-.2+y^2-3*x*z-y)*(2*y-1)-4*(.3-z^2-2*x*y-z)*x;

N3:=4*(.1-x^2+2*y*z-x)*y-6*(-.2+y^2-3*x*z-y)*x+2*(.3-z^2-2*x*y-z)*(-2*z-1);

x:=x-lambda*N1;

y:=y-lambda*N2;

z:=z-lambda*N3;

> while (abs(N3)>0.0001) do

N1:=2*(.1-x^2+2*y*z-x)*(-2*x-1)-6*(-.2+y^2-3*x*z-y)*z-4*(.3-z^2-2*x*y-z)*y:

N2:=4*(.1-x^2+2*y*z-x)*z+2*(-.2+y^2-3*x*z-y)*(2*y-1)-4*(.3-z^2-2*x*y-z)*x:

N3:=4*(.1-x^2+2*y*z-x)*y-6*(-.2+y^2-3*x*z-y)*x+2*(.3-z^2-2*x*y-z)*(-2*z-1):

x:=x-lambda*N1:

y:=y-lambda*N2:

z:=z-lambda*N3:

i:=i+1:

end do:

Получили ответ:

Количество итераций и данным шагом

:

Текстпрограммы:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

const

lambda=-0.0001;

n=3;

type mas=array[1..n]of real;

var //x,y,z:real;

Xp,nab,v:mas;

i:integer;

eps:real;

function max(x:mas):real;

var s:real;

i:integer;

begin s:=abs(x[1]);

for i:=2 to 4 do if abs(x[i])>s then s:=abs(x[i]);

max:=s;

end;

Procedure add(var a,b:mas);

var

i:integer;

begin

for i:=1 to n do

begin

a[i]:=a[i]+b[i];

end;

end;

Procedure mult(a:mas;c:real;var v:mas);

var

i:integer;

begin

for i:=1 to n do

begin

v[i]:=a[i]*c;

end;

end;

procedure nabla(Xp:mas; var nab:mas);

begin

nab[1]:=2*(0.1-xp[1]*xp[1]+2*xp[2]*xp[3]-xp[1])*(-2*xp[1]-1)-6*(-0.2+xp[2]*xp[2]-3*xp[1]*xp[3]-xp[2])*xp[3]-4*(0.3-xp[3]*xp[3]-2*xp[1]*xp[2]-xp[3])*xp[2];

nab[2]:=4*(0.1-xp[1]*xp[1]+2*xp[2]*xp[3]-xp[1])*xp[3]+2*(-0.2+xp[2]*xp[2]-3*xp[1]*xp[3]-xp[2])*(2*xp[2]-1)-4*(0.3-xp[3]*xp[3]-2*xp[1]*xp[2]-xp[3])*xp[1];

nab[3]:=4*(0.1-xp[1]*xp[1]+2*xp[2]*xp[3]-xp[1])*xp[2]-6*(-0.2+xp[2]*xp[2]-3*xp[1]*xp[3]-xp[2])*xp[1]+2*(0.3-xp[3]*xp[3]-2*xp[1]*xp[2]-xp[3])*(-2*xp[3]-1);

end;

begin

Xp[1]:=StrToFloat(Edit1.Text);

Xp[2]:=StrToFloat(Edit2.Text);

Xp[3]:=StrToFloat(Edit3.Text);

eps:=StrToFloat(Edit20.Text);

repeat

nabla(Xp,nab);

mult(nab,lambda,v);

add(Xp,v);

i:=i+1;

until max(nab)<eps;

Edit4.Text:=FloatToStr(Xp[1]);

Edit5.Text:=FloatToStr(Xp[2]);

Edit6.Text:=FloatToStr(Xp[3]);

Edit7.Text:=IntToStr(i);

//Edit21.Text:=IntToStr(kk);

end;

procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);

var i:integer;

x0,y0,z0,x,y,z,eps: real;

begin

x0:=StrToFloat(Edit1.Text);

y0:=StrToFloat(Edit2.text);