Смекни!
smekni.com

Математик М.Ф. Кравчук (стр. 2 из 2)

Шел 1937 год. В газете «Коммунист» 14 сентября появилась заметка, которая упрекала академика в том, что он возносит врагов народа, поскольку в своей статье «Успехи математических наук» были упомянуты имена нескольких репрессированных ученых. В октябре президиум Академии наук УССР признал действия М.Кравчука антисоветскими и буржуазно-националистическими. 21 февраля 1938 года академика арестовали сотрудники НКВД, в Киеве в его квартире произвели обыск. Для «ученого с лицом Иисуса Христа», как замечали многие его современники, начнется восхождение на Голгофу.

Как мог воспринять ученый этот жестокий и несправедливый поворот собственной судьбы? При аресте у него забрали папку с личной перепиской, печатную машинку, облигации и даже его обручальное кольцо, а также золотую брошку и шесть серебряных рюмок…Это было надругательство над ученым, уже не говоря о том, как проходило следствие

23 сентября 1938 года выездная сессия военной коллегии Верховного суда СССР приговорила М.Кравчука к 20 годам лишения свободы с поражением в политических правах на пять лет. Приговор обжалованию не подлежал. Академика обвиняли в предательстве и шпионаже, поскольку он был членом Научного товарищества во Львове, часто ездил за рубеж. Обвинением послужило даже знание иностранных языков и переписка с учеными капиталистических стран.

Он все - таки поставил свою подпись под явно фальшивыми свидетельскими обвинениями. Вот как он сам объясняет это: « Я был ошеломлен этими дикими обвинениями, разбит физически ночными допросами, в частности, полным лишением сна в течение 11 суток, обострением болезни сердца, мерами прямого физического воздействия, морально на меня воздействовали криками, стонами истязаемых в соседних комнатах людей. Сломали меня окончательно угрозы,- в случае запирательства и отказа принять на себя не совершенные преступления, - арестовать и уничтожить мою семью. Ради спасения семьи я и решил оклеветать себя, тем более, как было вполне ясно, мои обвинители, сами не веря своим обвинениям, имели совершенно определенную цель, - сделать и з меня преступника.» .

После суда супруга М.Кравчука Эсфирь Иосифовна обращалась во многие инстанции с жалобами на несправедливые обвинения, однако ответов не последовало. В июне 1945 года на очередное ходатайство в Народный комиссариат Государственной безопасности СССР о пересмотре дела мужа она получила извещение, что академик М.Кравчук умер в Магадане в марте 1942 года.

Михаил Филиппович так и не узнал, что в злополучном 1937 году американский ученый Атанасов, изобретатель первого компьютера, написал ему в письме: при разработке изобретения он использовал его, украинского ученого, труды.

Многие годы М.Кравчук работал над одной математической проблемой, но никому о ней конкретно не рассказывал. Уже из Магадана он написал жене, что проблему эту он разрешил. Расчеты ученого были переданы лагерному начальству. К сожалению, судьба рукописей академика осталась неизвестной.

Невероятно тяжелым был путь М.Кравчука по местам лишения свободы. Из Лукьяновской тюрьмы его перевезли в Новочеркасск, откуда в апреле 1939 года этапировали во Владивосток.

Организатору первой в мире комнаты-музея М.Кравчука в школе его родного села Чолница Степану Лукашуку удалось узнать, что до Хабаровска узников везли в товарных вагонах, а от Хабаровска к Владивостоку они шли пешком. Конные энкавэдэшники расстреливали тех, кто, ослабев, не мог идти... Во Владивостоке осужденных, погрузив на баржи, две недели везли через Охотское море в Магадан, потом через горные хребты — на рудники.

Некоторое время академик работал на строительстве железной дороги, делал расчеты трансформаторных подстанций и электросетей. Но это длилось только три недели, поскольку М.Кравчук обосновал вывод, что строить железную дорогу в том месте нецелесообразно. Академик снова очутился в штреке. Дневная норма для шахтеров-узников составляла полторы тонны породы (в 30 раз больше, чем каторжным при царе).

В марте 1940 года М.Кравчук был признан негодным к физическому труду. В июне 1941-го его освободили от работ на шахтах. Но на лечение направили только 23 февраля 1942 года. К сожалению, было уже поздно, и 9 марта академик умер. Причиной смерти стали нефросклероз, кардиосклероз и нефрогенный язвенный гастроэнтероколит. Место погребения М.Кравчука, как и многих других узников, осталось неизвестным.

Профессор Нина Вирченко много сделала, чтобы имя М.Кравчука, величайшего патриота Украины, заняло свое достойное место и в науке, и в истории. Нина Афанасьевна — организатор международных научных конференций имени академика Михаила Кравчука, которые проходят в Киеве с участием ученых из многих стран мира. О талантливом земляке жителям Волыни рассказала смелыми публикациями в прессе дочь директора Челницкой школы С.Лукашука Леся Свиновей-Лукашук. Непросто пришлось прорываться к читателю и роману киевского писателя Николая Сороки «Михаил Кравчук». Возле школы в Челнице возвели бюст ученого. Долгие годы вынашивается идея открыть в родном селе всемирно известного математика музей. А пока существует только комната-музей в местной школе.

Несколько лет назад жители Челницы решили в день рождения великого земляка отмечать день села. Традиция эта сохранилась. На базе Челницкой школы проводятся школьные математические олимпиады. (Кстати, в 1935 г. М.Кравчук организовал первую математическую олимпиаду в Киеве). К сожалению, местным одержимым почитателям М.Кравчука никак не удается насобирать денег для открытия музея. Но это, конечно, вопрос времени, которое многое расставляет по своим местам. «Знаете, — как-то сказал мне организатор комнаты-музея М.Кравчука С.Лукашук, — на VIII научной конференции, которая проводилась в 2000 году в Киеве, авторитетные ученые из многих стран заявляли, что труды нашего земляка надо разрабатывать еще лет сто...» И это еще одно подтверждение, что имя академика из волынского села Челницы не забывается и будет жить.