Смекни!
smekni.com

Матричные антагонистические игры с нулевой суммой в чистых стратегиях (стр. 9 из 16)

· Предположим, что

чётно, тогда игрок 2 имеет такую стратегию
где
,
,
,
,
,
для всех
. Теперь используя теорему можно убедиться, что значение игры
. Игрок 1 имеет оптимальную стратегию
, а оптимальная стратегия игрока 2 равна
, если
и
если

Приведём теорему, по которой решалась эта игра. Теорема: для того, чтобы ситуация

была равновесной в игре
, а число
- значение игры
, необходимо и достаточно выполнение следующего неравенства. Для всех
и
:
).

Ситуация

называется ситуацией равновесия в чистых стратегиях, если для любых
выполнено двойное неравенство
(*). Если каждый из игроков стремится достичь ситуации равновесия, то принцип, которому они следуют, называют принципом равновесия. Для игры, заданной матрицей
равенство
(т.е. верхнее значение игры равно нижнему значению) записывается в виде
, а неравенство (*) – в виде
, где
чистые максиминная и минимаксная стратегии соответственно игроков Iи II.

Пример 3. Игра «Дуэль».

Два дуэлянта (игроки А и В) начинают сходиться в момент времени t=0. Встреча произойдёт в момент времени t=1. У каждого есть возможность выстрелить в любой момент времени. Если одному из них удастся выстрелить раньше соперника, то он становится победителем. Если же оба выстрелят одновременно, то дуэль закончится вничью. Если игрок А произведёт выстрел в момент времени x(

) то его выстрел будет успешным с вероятностью р(x). Подобным образом будет вероятным выстрел игрока В в момент времени y(
) cвероятностью q(y). При условии
игрок А выиграет с вероятностью р(x), а проиграет с вероятностью (1- р(x))q(y). Тем самым его средний выигрыш при
будет равен
. С другой стороны, если x> y, то его средний выигрыш будет равен
. При x= yсредний выигрыш
. Таким образом, функция H(x,y) игрока А имеет вид

и антагонистическая игра задана. В частности, если игроки стреляют без промаха,

,

2.2 Примеры матричных игр в чистой и смешанной стратегиях Уменьшение порядка платёжной матрицы

Порядок платёжной матрицы (количество строк и столбцов) может быть уменьшен за счёт исключения доминируемых и дублирующих стратегий.

Стратегия K* называется доминируемой стратегией K**, если при любом варианте поведения противодействующего игрока выполняется соотношение

<
,,

где

и
- значения выигрышей при выборе игроком, соответственно, стратегий K* и K**.

В случае, если выполняется соотношение

=
,

стратегия K* называется дублирующей по отношению к стратегии K**.

Например, в матрице

B1 B2 B3 B4 B5 B6
A1 1 2 3 4 4 7
A2 7 6 5 4 4 8
A3 1 8 2 3 3 6
A4 8 1 3 2 2 5

Платёжная матрица с доминируемыми и дублирующими стратегиями. Стратегия A1 является доминируемой по отношению к стратегии A2, стратегия B6 является доминируемой по отношению к стратегиям B3, B4 и B5, а стратегия B5 является дублирующей по отношению к стратегии B4. Данные стратегии не будут выбраны игроками, так как являются заведомо проигрышными и удаление этих стратегий из платёжной матрицы не повлияет на определение нижней и верхней цены игры, описанной данной матрицей.

Множество недоминируемых стратегий, полученных после уменьшения размерности платёжной матрицы, называется ещё множеством Парето (по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето, занимавшегося исследованиями в данной области)

Пример решения матричной игры в чистых стратегиях

Рассмотрим пример решения матричной игры в чистых стратегиях, в условиях реальной экономики, в ситуации борьбы двух предприятий за рынок продукции региона.

Задача

Два предприятия производят продукцию и поставляют её на рынок региона. Они являются единственными поставщиками продукции в регион, поэтому полностью определяют рынок данной продукции в регионе.

Каждое из предприятий имеет возможность производить продукцию с применением одной из трёх различных технологий. В зависимости от качества продукции, произведённой по каждой технологии, предприятия могут установить цену единицы продукции на уровне 10, 6 и 2 денежных единиц соответственно. При этом предприятия имеют различные затраты на производство единицы продукции.

Затраты на единицу продукции, произведенной на предприятиях региона (д.е.).

Технология Цена реализации единицы продукции, д.е. Полная себестоимость единицы продукции, д.е.
Предприятие 1 Предприятие 2
I 10 5 8
II 6 3 4
III 2 1.5 1

В результате маркетингового исследования рынка продукции региона была определена функция спроса на продукцию:

Y= 6 – 0.5×X,


где Y– количество продукции, которое приобретёт население региона (тыс. ед.), а X– средняя цена продукции предприятий, д.е.

Данные о спросе на продукцию в зависимости от цен реализации приведены в таблице.

Спрос на продукцию в регионе, тыс. ед.

Цена реализации 1 ед. продукции, д.е. Средняя цена реализации 1 ед. продукции, д.е. Спрос на продукцию, тыс. ед.
Предприятие 1 Предприятие 2
10 10 10 1
10 6 8 2
10 2 6 3
6 10 8 2
6 6 6 3
6 2 4 4
2 10 6 3
2 6 4 4
2 2 2 5

Значения долей продукции предприятия 1, приобретенной населением, зависят от соотношения цен на продукцию предприятия 1 и предприятия 2. В результате маркетингового исследования эта зависимость установлена и значения вычислены.

Доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением в зависимости от соотношения цен на продукцию (табл. 1.1)