4. составляет отчеты об исполнении бюджета Пензенской области, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и вносит на рассмотрение Законодательного Собрания;
5. составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета;
6. представляет межбюджетные трансферты из бюджета Пензенской области;
7. управляет государственным долгом Пензенской области.[6, ст. 13].
Также Правительство Пензенской области осуществляет полномочия в следующих сферах:
1. в сфере промышленности, транспорта и связи.
2. сфере строительства, архитектуры и градостроительства, энергетики, коммунального и дорожного хозяйства.
3. в сфере агропромышленного комплекса
4. в сфере торгового обслуживания, развития потребительского рынка и услуг
5. в сфере управления собственностью Пензенской области.
6. в социальной сфере.
7. в сфере науки, культуры, образования.
8. в сфере лесных отношений, природопользования и охраны окружающей среды.
10. в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации.
11. в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности, прав и свобод граждан. [6].
На основании пункта 1 статьи 17 Устава Пензенской области Законодательное Собрание Пензенской области состоит из 45 депутатов и является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Пензенской области.[3]
В компетенции Законодательного Собрания Пензенской области находятся:
5. учреждение средств массовой информации и официальных изданий Законодательного Собрания;
8. утверждение по представлению Губернатора Пензенской области планов и программ социально-экономического развития Пензенской области, вносимых в них изменений и дополнений, осуществление контроля за их реализацией;
10.установление в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации региональных налогов и порядка их уплаты;
11. установление порядка управления и распоряжения собственностью Пензенской области;
13. учреждение наград и почетных званий Пензенской области, утверждение положений о них;
14. осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами, Уставом Пензенской области и законами Пензенской области. [3, ст. 22].
В пределах своей компетенции Законодательное Собрание Пензенской области принимает законы Пензенской области и постановления Законодательного Собрания. Законы Пензенской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, постановления Законодательного Собрания - большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания, если иное не предусмотрено федеральным законом, открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием в порядке, определенном законами Пензенской области и Регламентом Законодательного Собрания. [3, ст. 24].
Основная сфера ведения субъекта РФ определяется исходя из статьи 73 Конституции РФ, согласно которой вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Подобный конституционный метод определения предметов ведения субъектов федерации предполагает установление ими в своих конституциях, уставах круга общественных интересов, в котором органы государственной власти субъектов РФ могут осуществлять свои полномочия. Этот перечень должен быть исчерпывающим, только при таких условиях можно будет определить компетенцию органа государственной власти субъекта РФ как «совокупность его полномочий по предметам ведения, определенным в конституции, уставе субъекта РФ», т.е. так как требует федеральный закон. Однако, как свидетельствует анализ конституций, уставов субъектов федерации, большинство субъектов РФ идет по пути закрепления в своих конституциях, уставах только основных сфер деятельности, таких как: административно-территориальное устройство; установление системы органов государственной власти; государственная собственность и управление ею и др. Причем во всех случаях этот перечень носит открытый характер. Естественно, что на практике этот перечень вопросов гораздо шире, поэтому субъекты РФ, определяя компетенцию своих государственных органов, идут, прежде всего по пути закрепления предметов ведения этих органов в соответствующих региональных законах.
В ходе исследования было установлено, чтопредметы ведения — конституционно закрепленная сфера общественных отношений, правовое регулирование которой осуществляют соответствующие органы государственной власти федерации и ее субъектов. Полномочия — юридически закрепленные за органом государственной власти (должностным лицом, выполняющим управленческие функции) права и обязанности принимать правовые акты и осуществлять иные властные действия, направленные на решение конкретных задач и выполнение функций этого органа. Являются составной частью компетенции соответствующего органа.
Среди полномочий субъекта федерации необходимо различать собственныеполномочия, вытекающие из исключительных предметов ведения субъекта федерации, и приобретенныеим в результате делегирования их со стороны федерального центра. Различия между ними заключаются, по крайней мере, в том, что, во-первых, собственные функции и полномочия принадлежат самим субъектам федерации, являются постоянными и не могут быть отобраны у него на законных основаниях. Субъекты федерации пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению. Приобретенные функции и полномочия являются временными, делегированными на определенный срок, даже если этот срок точно не указан, и могут быть отозваны федеральным центром. Эти функции и полномочия вытекают из предметов ведения федерального центра.
Для осуществления собственных полномочий субъект федерации должен иметь свои самостоятельные источники доходов, прежде всего, за счет собственных налоговых поступлений. Они должны быть закреплены за субъектом федерации на постоянной основе налоговым законодательством. Исполнение же приобретенных функций и полномочий должно финансироваться за счет средств, передаваемых субъекту федерации целевым назначением федеральным центром вместе с делегированием соответствующих функций и полномочий.
Используется и такой способ распределения функций и полномочий, как договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации. Такие договоры и соглашения тоже можно считать нормативными актами, поскольку они подлежат утверждению соответствующими федеральными и региональными законами. Ценность такого рода договоров и соглашений заключается в том, что они позволяют уточнить полномочия субъектов федерации, если эти полномочия определены в Конституции государства по остаточному принципу; учесть в большей мере, чем это возможно в законодательстве, региональные особенности, характерные для субъектов федерации; узаконить передачу отдельных функций, полномочий и финансовых средств от федеральных органов власти региональным и обратно.
На долю субъектов федерации обычно выпадают те предметы ведения и вытекающие из них проблемы, решать которые легче, эффективнее и быстрее на региональном уровне. Кроме того, исходя из смысла субсидиарности как дополнительности, данный принцип предполагает оказание помощи субъекту федерации со стороны федерального центра. Но роль его должна быть именно дополняющей.
Таким образом, принцип субсидиарности при достаточно полной и последовательной реализации способен выполнять многофункциональную роль. Благодаря ему система управления может стать более эффективной и одновременно более экономичной, поскольку соблюдение субсидиарности призвано разгрузить федеральный центр, освободить его от задач, решить которые с большим успехом и с меньшими затратами способен сам субъект федерации. В этом случае достигается еще одно преимущество: решения принимаются на таком уровне власти, который приближен к населению, и оно может с большим основанием требовать от власти выполнения возложенных на нее обязанностей.