Смекни!
smekni.com

Софья Ковалевская – царица математики (стр. 2 из 3)

Обе сестры были охвачены верой в освободительные идеи, в то, что в жизни им уготована особая миссия. Единственным выходом могла стать поездка за границу, для которой нужен «вид на жительство». Этот документ выдавался только девушкам, выезжавшим с родителями, или замужним дамам. Сёстры, поняв, что их ни за что не отпустят учиться, решили обратиться к знакомым, прогрессивным мужчинам с предложением заключить с одной из них фиктивный брак. Замысел, как ни странно, удался.

Ведущий 1

- В качестве жениха для Анюты был найден Владимир Онуфриевич Ковалевский.

(Анна и Владимир прохаживаются под музыку).

И надо же было такому случиться, что на одном из свиданий он заявил Анюте.

Ковалевский В. О.

- Я готов вступить в брак, но только… с Софьей Васильевной. Я влюблён по-настоящему в вашу сестру и даже строю план побега в случае противодействия вашего отца.

Ведущий 1

- Вскоре Владимир был введён в дом генерала и с его согласия стал женихом Софьи. Ему было 26 лет, Софье – 18. Он поразил воображение молодой барышни. Жизнь его была увлекательнее любого романа. Он поражал всех своей памятью, переводил и печатал книги, в которых нуждались передовые люди России.

Ведущий 2

- 15 сентября 1868 года в деревенской церкви близ Палибино состоялась свадьба, и в тот же день новобрачные уезжают в Петербург. Так перед сёстрами открылась блестящая перспектива. В столице Соня добивается права посещения лекций в Медико-хирургической академии, но вскоре понимает, что медицина не для неё. В апреле 1869 года Софья с мужем и сестрой уезжают за границу. Ковалевская решила попытать счастья в Германии.

Ведущий 1

- В те годы женщин в университет не допускали, особенно на математический факультет. Но Софья Васильевна была настолько настойчива и целеустремлённа, что добилась того, чтобы один из крупнейших математиков того времени Карл Вейерштрасс проэкзаменовал её на право быть его частной ученицей. Вейерштрасс не верил в математические способности женщин и потому, чтобы освободиться от назойливой посетительницы, предложил ей для проверки труднейшие задачи. Профессор был уверен, что иностранка больше не появится. Каково же было его удивление, когда Софья Ковалевская посетила кабинет учёного и сообщила, что задачи решила. Карл Вейерштрасс согласился давать частные уроки способной ученице.

Ведущий 2

- Годы жизни в Германии были временем напряжённого изнурительного труда, результатом которого явилась диссертация «К теории дифференциальных уравнений в частных производных». В июле 1874 года Геттинский университет присудил Ковалевской степень доктора философии, математических наук и магистра изящных наук.

Ковалевский В. О.

- Я в глубине души надеялся, что Сонечка перегорит и оставит науку. Сам же я, по словам моих друзей, представлял некую смесь энергичного, бурлящего, но, как говорят «без царя в голове» человека. Моя сентиментальная жалостливость мешала коммерции, непостоянство не давало достичь успехов в науке, необязательность приводила к тому, что я терял очень важные должности и знакомства. Рядом с сильной и талантливой женой я выглядел несостоятельным и малоинтересным. Жили мы по-прежнему как брат и сестра. Софья решительно пресекала все мои робкие попытки наладить супружескую жизнь. Соня начала ощущать сильнейший душевный дискомфорт. Однажды она устроила мне сцену, обвинив во всех смертных грехах. Я уехал. Только тогда Соня поняла, как сильно ей не хватает меня. Теперь никто не провожал её в университет, не встречал после занятий, никто не интересовался, как ей живётся. Родители, чувствуя неладное, пытались нас сблизить. К тому времени сестра Анна, заскучав в Германии, уехала во Францию и там вышла замуж. Но уже не фиктивно, а по большой любви.

И Софья осталась совершенно одна в чужой Германии.

Софья.

- 3 октября 1870 года я отправилась к Вейерштрассу в Берлин. Я написала работу: «О приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к интегралам эллиптическим». Зиму 1873 и весну 1874 года я посвятила исследованию «К теории дифференциальных уравнений в частных производных», хотела представить этот труд как докторскую диссертацию. Позднее установили, что аналогичное сочинение, но более частного характера, ещё раньше моего написал знаменитый учёный Франции Огюстен Коши. Задачу стали называть «Теорема Коши-Ковалевской», и она вошла во все основные курсы математического анализа. Большой интерес представлял приведённый в ней разбор простейшего уравнения (уравнения теплопроводности), в котором я обнаружила существование особых случаев, сделав тем самым значительное открытие. В июле 1874 года совет университета заочно, без формальной защиты присуждает мне степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств с наивысшей похвалой.

Ведущий 2

- Трех отличных работ хватило, чтобы Геттингенский университет простил, по словам Вейерштрасса, принадлежность Софьи Васильевны к «слабому полу».

Окрылённая успехом, Ковалевская стремится на родину, чтобы преподавать математику в университете. Двадцатичетырехлетняя Софья возвращается на родину.

Софья.

(звучит музыка)

Пришлось ли раз вам безучастно

Бездельно средь толпы гулять,

И вдруг какой-то песни страстной

Случайно звуки услыхать?

На вас нежданною волною

Пахнула память прежних лет,

И что-то милое, родное

В душе откликнулось в ответ.

Казалось вам, что эти звуки

Вы в детстве слышали не раз.

Как много счастья, неги, муки

В них вспоминалося для вас.

Спешили вы привычным слухом

Напев знакомый уловить,

Хотелось Вам за каждым звуком,

За каждым словом уследить.

Ведущий 2

- В 1878 году в семье Ковалевских рождается дочь, и Владимир Онуфриевич вынужден серьёзно задуматься об обеспечении семьи. Вместо дальнейшей борьбы за кафедру и прочное место в научном мире он решается на опасный путь быстрого обогащения. Владимир решил попытать счастья в предпринимательстве и прогорел.

Ведущий 1

- Несмотря на удивительную энергию и работоспособность, Владимир Онуфриевич оказался неспособен к бизнесу. Он втягивается в коммерческое предприятие, и вскоре партнёр клеветнически обвиняет Ковалевского в махинациях с паями, угрожая судом. Доведённый до отчаяния, в 1883 году Владимир Онуфриевич сводит счёты с жизнью.

Газета «Московские ведомости» сообщала:

Ведущий 2

- «Утром 16 апреля 1883 года прислуга меблированных комнат «Ноблесс» по заведённому порядку стала стучать в дверь одного из номеров, занимаемого с прошлого года доцентом Московского университета титулярным советником В. О. Ковалевским, но, несмотря на усиленный стук, отзыва не было получено. Тотчас же об этом было дано знать полиции, по прибытии которой дверь была взломана. Оказалось, что Ковалевский лежал на диване одетый, без признаков жизни; на голове у него был надет гуттаперчевый мешок, стянутый под подбородком тесёмкой, закрывающей всю переднюю часть лица».

Ковалевский покончил жизнь самоубийством, вдыхая хлороформ.

Ведущий 1

- Перед смертью Ковалевский писал в неотправленном письме к брату:

Ковалевский.

- «Напиши Софье, что моя всегдашняя мысль была о ней и о том, как я много виноват перед нею и как я испортил ей жизнь…»

Ведущий 1

- Получив в Париже известие о самоубийстве мужа, Софья Васильевна четыре дня не могла принимать пищи и на пятый лишилась сознания. Всю оставшуюся жизнь её не оставляла скорбь о погибшем муже. Главное, что ей удалось сделать, - это восстановить его чистое имя.

- Несмотря на огромную занятость научной работой, Софья Васильевна проявляет интерес к литературному творчеству: она пишет рассказы, статьи, очерки. В это время она осуществляет свою давнюю мечту, рассказать о революционном движении в России – пишет повесть «Нигилистика». Это история Веры Баранцовой, девушки, выросшей в богатой и родовитой дворянской семье. Интересной особенностью повести было то, что в ней достаточно полно отразилась личность самой Ковалевской. Автор ведёт рассказ от первого лица, многие высказывания героини – это не что иное, как исповедь самой Софьи Васильевны.

Особое место в творчестве Ковалевской по-прежнему занимают стихи. Они были предназначены для печати, а служили средством выражения чувств, которыми она хотела поделиться с людьми. Последней попыткой обрести любимого человека для Сони стал однофамилец и известный социолог Максим Максимович Ковалевский, в котором она нашла подобного ей русского странника-одиночку. Профессор права, умный и образованный человек. Он видел в ней воплощение «действенного феминизма».

- Я предоставил в полное её распоряжение свою роскошную виллу недалеко от Ниццы. Она целыми днями купалась, валялась на песке, наблюдала за облаками. Когда я приезжал, мы вместе бродили по пляжу, беседовали о литературе, поэзии, музыке. Ходили в театры, на концерты. Я, сорокалетний холостяк, сам не заметил, как влюбился в эту странную, легкоранимую и трогательную женщину. Помню, мы готовились сыграть свадьбу в июне 1891 года.

Подруга.

- Неожиданно для всех нас и для самой себя Софья простудилась. Возвращаясь с рождественских каникул, проведённых с Максимом Максимовичем в Италии, Софья заболела. Всё чаще случались приступы. Оказалось, что в детстве врачи обнаружили у неё порок сердца, а теперь проклятая болезнь брала верх.

Максим Максимович.

- После очередного приступа ей прописали строгий режим, кучу противных микстур и настоек. Чтобы не расстраивать меня и дочь, она пообещала исполнить всё, что скажет врач. Полгода она не вставала с постели, но самочувствие её не улучшалось, даже ухудшалось. Ей категорически запретили работать, и она не знала, как убить время, сутки тянулись бесконечно.