Содержание
Введение 3
Глава 1. Биография И.Р.Шафаревича 6
Глава 2. Методология И. Шафаревича 10
Заключение 17
Список источников и литературы 19
Приложение 20
Введение
Шафаревич Игорь Ростиславович (р. 1923 – российский математик, академик РАН (1991). Ему принадлежат труды по алгебре, теории алгебраических чисел и алгебраической геометрии. В 1959 г. ему была вручена Ленинская премия. Перу ученого принадлежат также публицистические выступления с критикой тоталитарной системы (статьи в сборнике "Из-под глыб", 1974; "Социализм как явление мировой истории", 1977). Работы по проблемам истории России и национальному вопросу ("Русофобия", 1989, и др.) вызвали острую критику и полемику.
Шафаревич, бывший диссидент, входивший в свое время в окружение агентов влияния США А. Сахарова и Е. Боннэр, нашел в себе силы порвать с космополитической средой и бросить ей дерзкий национальный вызов, вскрыв корни самых трагических событий и духовного распада в нашей стране.
Игорь Шафаревчи – наш современник. Поэтому изучение его методологии – процесс динамичный и незавершенный, но достаточно актуальный в современной политической ситуации. Базой для изучения взглядов служат работы самого И. Р. Шафаревича, а также интервью, очерки. Интересно интервью Дмитрия Сапрыкина «…Один народ, одна страна, и один Бог, и одна Церковь».[1]
Конечно, основной источниковой базой послужили сочинения самого И. Р. Шафаревича.
Во первых, это знаменитая «Русофобия».[2] Только отдельных, посвященных ей статей (у нас и на Западе) мне известно более 30. Сверх того, многочисленные пассажи о ней в статьях, посвященные ей радиопередачи, множество писем, как правило, очень агрессивных по содержанию. Одна "критика" так и озаглавлена: "Обыкновенный фашизм". В конце автор (Б. Хазанов) пишет: "Весь состав идей академика Шафаревича от начала до конца воспроизводит пресловутое "мировоззрение" (Weltanschaung) гитлеровской гвардии и, в сущности, выдает в нем законченного нациста. Все это уже было – и мы хорошо знаем, чем это кончилось". Другой пример - письмо академика Гольданского, опубликованное в 1990 г. в "Вашингтон пост". Название: "Антисемитизм: возвращение русского кошмара". Автор называет их "монархо-фашистами", которые стремятся "закончить то, что начал Гитлер".Не меньший ажиотаж вызвала смледующшая работа И. Р. Шафаревича: «Трехтысячелетняя загадка: История еврейства из перспективы современной России».[3] В предисловии сказано: «Что хуже всего в книжке Шафаревича – нет морали, нет вывода. Если б он написал в конце «бей жидов, спасай Россию» или, скажем, «евреи – народ богоизбранный, давайте все дружно пойдем и обрежемся», то все было бы в той или иной степени нормально. В первом случае перед нами было бы разжигание межнациональной розни, во втором – очередное рекламное еврейское предприятие. И то, и другое хорошо – в том смысле, что понятно, как поступать в дальнейшем. Шафаревич выводов не делает, а читать его будут люди убежденные – либо евреи, либо антисемиты».
Таким образом, спорность работ И. Р. Шафаревича делает особенно интересным обращение к его методологии.
Цель данной работы – проанализировать основы методологии И. Шафаревича.
1) охарактеризовать основные вехи жизненного пути ученого;
2) изучить и оценить спорные моменты в его работах;
3) выявить основные положения методологии И. Шафаревича.
Глава 1. Биография И. Р. Шафаревича
Шафаревич Игорь Ростиславович родился 3 июня 1923 г. в Житомире.
Как пишет о себе сам Игорь Ростиславович в автобиографии, его «отец окончил МГУ – преподаватель теоретической механики, мать – филолог по образованию, большую часть времени не работала. Из семьи и сохранившихся еще от деда книг приобрел любовь к русской литературе, сказкам, былинам. Немного позже – к истории. Следующее увлечение было – математика. Учась в школе, сдавал экстерном экзамены на механико-математическом факультете МГУ. После окончания школы был принят на последний курс Университета и окончил его в 1940 году. Защитил кандидатскую диссертацию в 1942 г., докторскую - в 1946. С тех пор работает в математическом институте Академии Наук, с 1960 года - заведующий отделом алгебры. С 1943 г. преподавал в Московском Университете. Имеет много учеников. Под его руководством защищено более 30 кандидатских диссертаций».
В школе И. Р. Шафаревич вначале так увлекается историей, что начинает отставать по математике. Потом самостоятельно, в 14 лет, изучил ее школьный курс. Талантливым восьмиклассником заинтересовались профессора Московского университета. Б. К. Делоне фактически становится руководителем будущего ученого. Еще учеником 9-го класса И.Р.Шафаревич занимается научной работой в области алгебры и теории чисел.
С 1943 г. работает в Математическом институте АН СССР. 20 июня 1958 г. избран членом-корреспондентом АН СССР Отделению физико-математических наук.
Основные труды И. Р. Шафаревича относятся к алгебре, теории чисел и алгебраической геометрии. Первые исследования посвятил алгебре и алгебраической теории чисел. В теории алгебраических чисел нашел самый общий закон взаимности степенных вычетов в полях алгебраических чисел, что явилось в известной мере завершающим этапом в 150-летней истории арифметических законов взаимности, восходящей к Л. Эйлеру и К. Гауссу. Внес фундаментальный вклад в развитие теории Галуа. В 1954 г. дал решение обратной задачи теории Галуа для разрешимых групп, т. е. доказал, что в, том случае, когда основное поле является полем алгебраических чисел конечной степени, существует алгебраическое расширение этого поля с наперед заданной разрешимой группой Галуа. И. Р. Шафаревич, Д. К. Фаддеев и их ученики получили за последние годы важные результаты, относящиеся к теории групп, теории целочисленных представлений групп и теории Галуа. В частности, совместно со своим учеником Е. С. Голодом в 1964 г. дал отрицательное решение общей (не ограниченной) гипотезы Бернсайда, а именно - доказал существование бесконечных периодических групп с конечным числом образующих.
Первым из советских алгебраистов начал исследования в области алгебраической геометрии и привлек к этому своих учеников Ю.И. Манина, А. И. Кострикина, Е. С. Голода и др. Таким образом, создал научную школу в алгебраической геометрии, которая продолжает активную работу и этой отрасли. Ряд фундаментальных результатов получил в области теории полей алгебраических чисел, лежащей на стыке алгебраической геометрии и теории чисел.
Достиг важных результатов в теории диофантовых уравнений. В соавторстве с З. И. Боревичем написал книгу "Теория чисел", в которой систематизированы многие вопросы теории алгебраических чисел. Автор известной книги "Основы алгебраической геометрии". Член бюро отделения математики АН СССР с момента организации, был президентом Московского математического общества. За открытие общего закона взаимности и решение обратной задачи теории Галуа удостоен Ленинской премии (1959).
Большая часть математических работ И.Р.Шафаревича издана (в английском переводе) в собрании сочинений ("Collected Papers", Springer,1989).
7 декабря 1991 г. избран академиком АН по Секции математики, механики, информатики (математика).
Игорь Ростиславович Шафаревич известен не только как признанный ученый-математик, но и как русский философ, публицист и общественный деятель. Он - автор известных работ: "Русофобия", "Две дороги к одному обрыву", "Социализм как явление мировой истории". Совместно с А.И. Солженициным участвовал в сборнике "Из-под глыб" (Москва-Париж, 1974). "Вече" (Мюнхен), 1988.
Как сообщает о себе в краткой автобиографии И.Р.Шафаревич, он «с конца 60-х годов принимает участие в общественной деятельности: заявления и пресс-конференции в защиту Православной Церкви, против использования психиатрии как средства политических преследований (совместно с А.Д.Сахаровым). В 1974 г. участвовал вместе с А.И. Солженицыным в издании сборника "Из-под глыб" - сборника статей по вопросам духовной и общественной жизни того времени. В 1977 г. во Франции вышла его книга "Социализм как явление мировой истории", сжатое изложение основных идей которой содержалось в одной из его статей в сборнике "Из-под глыб". В 1975 г. был уволен из Университета, с тех пор не преподает».
И. Р. Шафаревич проживает в г. Москве.
Глава 2. Методология И. Шафаревича
Алексей Толпыго пишет: «К ужасу всей московской математической общественности, Шафаревич оказался среди "патриотов" наихудшего, антисемитского пошиба. Да, конечно, кое-какие мысли этого жанра проскальзывали еще в "Из-под глыб" - но никто не ждал "Русофобии". Удивительно? Да, но если подумать - может быть, и не так уж удивительно. Известно, что выдающихся русских людей периодически "заносит" в какие-то совершенно загадочные стороны. Оставив в стороне Достоевского, Толстого и Гоголя, обратимся к математикам - и окажется, что Понтрягин, величина самого крупного масштаба, человек, ведший себя очень порядочно в 30-е годы (уже упомянутый мною В.Ефремович, арестованный тогда, вел переписку с семьей через его посредство - для этого тогда требовалось мужество), стал вести себя исключительно скверно в те годы, когда, казалось бы, он мог бы, уже ровно ничем не рискуя, быть порядочным человеком. И здесь человек споткнулся на том же "проклятом" еврейском вопросе».[4]
В чем тут причина? А. Толпыго считает, «причин несколько. Прежде всего, человек, противостоящий государственной машине в 60-70-е годы был склонен отпускать себе грехи за свой героизм. Он отказывался (с полным на то основанием) принимать ту мораль, которую навязывало ему государство, и вырабатывал принципы для себя сам. Необходимо было опираться только на принципы, выработанные самостоятельно. А на этом и ловит нас дьявол. Другая сторона дела в том, что люди, выбитые из традиционного мировоззрения (в данном случае – традиционно социалистических взглядов), впопыхах ищут точку опоры. Простейшей опорой может служить замена убеждений на диаметрально противоположные - "сожги все, чему поклонялся, и поклонись тому, что сжигал". Не знаю, произошло ли с Шафаревичем именно это (можно сомневаться - в московских интеллигентных кругах, пожалуй, никогда не было поклонения социализму, и все же...) - но его "Социализм" строится именно на этой посылке. Вместо того, чтобы, как полагалось по-советски, рассматривать социализм как царство Ормузда, он изобразил его "империей зла", царством Аримана. А потеряв опору в одном "добре", надо найти другое Великое Добро. На несчастье Шафаревича, эту идею он нашел в Русском Народе...». [5]