ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВА В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ: МИССИЯ ПОЧЕТНА И ВЫПОЛНИМА
Прежде чем анализировать механизм участия представителя государства в управлении акционерными обществами, часть акций которых принадлежит Республике Беларусь, необходимо отметить следующее. Действующее национальное законодательство о хозяйственных обществах в полном объеме не регулирует вопросы управления в АО. Так, вне сферы правового регулирования находится важнейшее звено в системе управления обществом - наблюдательный совет. По большинству вопросов установления процедур проведения и созыва собрания акционеров, заседаний наблюдательного совета закон отсылает к уставу общества.
Важнейшие решения, связанные с деятельностью общества, принимает собрание акционеров. Однако собирается оно редко и практически не может осуществлять ни текущий контроль за действиями директора, ни тем более экстренное вмешательство, например когда интересы АО оказываются под угрозой. А ведь именно наблюдательный совет формулирует вопросы повестки дня очередного собрания акционеров, определяя тем самым и направление его работы. Таким образом, роль наблюдательного совета акционерного общества (и представителя государства в нем) как органа контроля и своеобразного арбитража, стимулирующего и корректирующего работу директора, возрастает. Именно наблюдательному совету принадлежит фактически направляющая роль в работе общества между собраниями акционеров
Между тем деятельность наблюдательного совета в Беларуси регулируется на практике нормами не централизованными, а корпоративными, то есть уставами акционерных обществ. Неслучайно единственное постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 07.06.2001 № 4, которое обобщает судебную практику применения хозяйственными судами законодательства о хозяйственных обществах, "молчит", по нашему мнению, о таком органе, как наблюдательный совет. Ведь законодательные нормы, регулирующие его статус, порядок работы и другие аспекты, в республике отсутствуют. И нам доводилось знакомиться с конкретными уставами, в которые "просочились" пока противоречащие законодательству РБ нормы, в частности о кумулятивном голосовании на собрании акционеров при выборах членов наблюдательного совета, заимствованные из российского права.
Большую надежду все заинтересованные лица возлагают на разрабатываемый в Беларуси закон о хозяйственных обществах. Разумеется, этот закон еще не обрел окончательного вида. Однако мы посчитали возможным, исследуя механизм участия представителя государства в работе наблюдательного совета, опереться на основные принципы (не нормы!) регулирования деятельности этого органа управления обществом, которые вытекают из российского законодательства. Ведь проект белорусского закона об обществах согласно Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10.04.2002 № 205, должен учитывать интеграционные процессы между Беларусью и Россией, унификацию законодательства этих государств. Кроме того, планом совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на 2001-2005 годы прямо предусмотрена унификация законодательств двух стран об акционерных обществах.
Членство в наблюдательном совете
Место наблюдательного совета в российской системе управления акционерными обществами ближе к американской системе управления (хотя сам термин "наблюдательный совет" присущ немецкой, то есть европейской системе акционерного права). Это означает, что в состав наблюдательного совета входят как обычные члены - доверенные лица акционеров, в том числе представители государства, так и независимые (так называемые независимые директора). Функции между членами наблюдательного совета не распределяются - за дела общества отвечает наблюдательный совет в целом.
С чем же (с большой долей вероятности) придется столкнуться представителям государства в наблюдательных советах после изменения белорусского акционерного законодательства?
На членов наблюдательного совета, включая представителей государства, будет возложена гражданско-правовая обязанность действовать в интересах АО добросовестно и разумно. Они могут нести личную ответственность перед обществом в виде возмещения убытков, причиненных последнему их виновными действиями (бездействием). Иск о возмещении убытков могут подавать само общество или акционер, владеющий определенным пакетом его акций.
Членами наблюдательного совета станут исключительно физические лица. Эти лица будут работать в наблюдательном совете персонально, и, самое главное, закон не будет устанавливать им обязанность исполнять свои полномочия в зависимости от позиции акционеров, которыми эти лица были выдвинуты и поддержаны при избрании в наблюдательный совет. В связи с этим следует внести ясность в сущность отношений, складывающихся при исполнении членами наблюдательного совета своих обязанностей. Дело в том, что сейчас на практике (вследствие, на наш взгляд, отсутствия законодательных норм, регулирующих деятельность наблюдательного совета) члены наблюдательного совета рассматриваются как представители акционеров, которые их выдвинули, то есть как лица, совершающие от имени этих акционеров юридически значимые действия (сделки) в силу полномочия, основанного на волеизъявлении представляемого (юридическом факте). Поэтому подразумевается, что между членом наблюдательного совета и акционером устанавливается гражданско-правовая связь в виде представительства, основанная только на факте избрания. Нам встречались протоколы заседаний наблюдательного совета с участием лиц, уполномоченных на голосование в нем в порядке передоверия. Но ведь никакой гражданско-правовой связи такой факт сам по себе не порождает! Даже если наблюдательный совет сформирован акционерами, это не означает, что решения совета приняты с участием акционеров. Отвечает член наблюдательного совета перед АО за последствия совершенных им действий самостоятельно, то есть как член его выборного органа управления, а не как представитель некоего акционера.
Вместе с тем член наблюдательного совета может находиться в трудовых или в гражданско-правовых отношениях с акционером общества. В этом случае между ними заключается, например, договор поручения на представительство интересов, в том числе и в органе управления АО. И тогда акционер вправе обязать члена наблюдательного совета согласно должностной инструкции либо соответствующей норме названного договора выполнять определенные действия при участии в работе наблюдательного совета в качестве его члена. Причем порядок исполнения этих обязанностей может быть облечен акционером-государством в форму нормативного правового акта (пример - положение о представителе государства), а акционером - юридическим лицом - в форму локального правового акта (пример - положение о представителе предприятия). Здесь действительно имеет место правовая связь между акционером и физическим лицом - членом наблюдательного совета: трудовая либо гражданско-правовая. И отвечать такое физическое лицо будет перед акционером в дисциплинарном либо гражданско-правовом порядке за нарушение должностной инструкции (нормы договора), выразившееся, к примеру, в голосовании с нарушением полученных от акционера указаний, в том числе повлекшем причинение акционеру ущерба.
Проблема с представительством интересов государства
В настоящее время полномочия представителя государства выполняют в основном государственные служащие, состоящие в штате министерств, комитетов, и работники концернов, подчиненных Правительству. Однако число таких хозяйственных обществ, которые создаются в процессе приватизации, а также таких, в которых Республика Беларусь становится участником как приобретатель акций (доли в уставном фонде), с каждым годом растет. Как следствие, встает вопрос о качестве управления в отраслевых органах, ведь количество обществ не соответствует возможностям системы госуправления и ресурсам, выделяемым на управление. Все возрастающее число субъектов негосударственной формы собственности, производственно-хозяйственная деятельность которых является составной частью отрасли, требует назначения все большего количества представителей государства и увеличения численности специальных структурных подразделений министерств и концернов, вырабатывающих и согласующих их позицию при принятии решений в органах управления названных субъектов хозяйствования.
Кроме того, государству необходимо выдвигать все большее количество кандидатур для избрания членов наблюдательных советов. Существующими уставами АО, участником которых выступает государство, предусмотрено увеличение числа голосов члена наблюдательного совета, пропорциональное размеру пакета акций, принадлежащего выдвинувшему его акционеру (например, 80% акций - 8 голосов, что позволяло выдвинуть для избрания в совет одного-двух человек, при этом имеющих возможность проводить необходимые для акционера решения). Но после вступления в силу нового акционерного законодательства, регулирующего порядок голосования в наблюдательном совете по принципу "каждому его члену - один голос", для гарантированного принятия решений, необходимых государству, придется "наполнять" наблюдательные советы все большим количеством лиц, действующих в его интересах. Простой подсчет показывает, что в условиях среднего количества членов наблюдательного совета (равного 7) и наличия 366 открытых акционерных обществ, контрольный пакет акций которых (более 50%) принадлежит Республике Беларусь (на 01.01.2004), понадобится выдвинуть от имени государства для избрания членами наблюдательных советов около 1500 лиц. И это только по акциям в республиканской собственности без учета АО, в которых у государства нет контрольного пакета, но в которых необходимо обеспечивать представительство его интересов в наблюдательных советах.