Смекни!
smekni.com

Представительство в гражданском праве (стр. 8 из 14)

Отсутствие представительских полномочий, равно как и выход за их пределы (превышение полномочий), влекут последствия, предусмотренные п. 1 ст. 183 ГК РФ: сделки и иные юридические действия, совершенные неуполномоченным лицом от имени другого лица, не порождают прав и обязанностей для последнего. Вместе с тем, в ст. 183 ГК РФ предусмотрено исключение, согласно которому последующее одобрение представляемым совершенной неуполномоченным лицом сделки создает, изменяет и прекращает для представляемого гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения (лат. ratihabitionem retrotrahi, et mandato поп est dubium comparari – последующее одобрение обладает обратной силой и бесспорно равносильно полномочию). По своей правовой природе последующее одобрение представляемым сделки и иных юридических действий представителя является односторонней сделкой представляемого.

Следует отметить, что гражданское законодательство не устанавливает специальных требований к форме и сроку выражения одобрения. В данном случае действуют общие правила о форме сделок и сроке исполнения обязательств (гл. 9, 22 ГК РФ). Эти правила должны применяться с учетом сроков, указанных в одобряемой сделке.

Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

В правоприменительной практике встречаются случаи, когда представляемый одобряет сделку посредством конклгюдентных действий. В качестве примера можно привести следующий случай из практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. К обществу с ограниченной ответственностью был предъявлен иск о выплате задолженности за электроэнергию. Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что договор энергоснабжения был заключен его структурным подразделением, не имеющим соответствующего полномочия на заключение данного договора. Кроме того, ответчик утверждал, что впоследствии он не одобрил совершенную неуполномоченным структурным подразделением сделку. Суд первой инстанции согласился с доводами ответчика. Аналогичную позицию заняла и апелляционная инстанция. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее также – ВАС РФ) вынес решение об изменении постановления апелляционной инстанции на том основании, что договор энергоснабжения все же был одобрен ответчиком. Такое одобрение, по мнению Президиума, выразилось, в частности, в том, что ответчик в течение двух лет фактически пользовался электроэнергией. Данное обстоятельство, представляющее собой конклюдентное действие ответчика, было признано достаточным основанием для применения ст. 183 ГК РФ.

Обращаясь к исследованию правового статуса представляемого, отметим, что круг субъектов, которые могут выступать в этом качестве, очерчен более широко. Представляемый – это гражданин либо юридическое лицо, от имени и в интересах которого представитель совершает сделки и иные юридические действия.

Представляемым может быть любой гражданин с момента рождения или юридическое лицо – с момента возникновения в установленном порядке. В связи с этим подчеркнём, что возможность быть представляемым не зависит от наличия у субъекта качеств право- и дееспособности. Таким образом, в качестве представляемого может выступать любой субъект гражданского права, в том числе и полностью недееспособный[25].

Способность приобретать и осуществлять права и обязанности посредством действий представителя иначе может быть охарактеризована, как способность иметь права и обязанности представляемого, т.е. является элементом правоспособности последнего.

Границы такой способности определяются в нормах права прямо или косвенно. Ее пределы ограничены, прежде всего, кругом только тех действий по приобретению и осуществлению прав и обязанностей посредством действий представителя, для совершения которых необходимо наличие дееспособности. Любые юридические поступки, а также фактическое пользование имуществом (в силу права собственности и др.) могут осуществляться всеми субъектами гражданского права, в том числе полностью недееспособными, лично, а не через представителя, т.е. способность выступать в качестве представляемого здесь не требуется.

Юридические поступки (создание объекта авторского и изобретательского права, обнаружение клада и т.п.), порождая правоотношения, не требуют наличия осознания правовых последствий их совершения и способности разумно оценить эти последствия. Поэтому юридический поступок способно совершить любое правоспособное лицо – малолетний и полностью недееспособный гражданин (ст. 29 ПС РФ), если состояние его психики таково, что он фактически способен на такой поступок. Между тем, совершение юридических поступков посредством действия представителя невозможно, т. к. действовать от имени другого лица можно лишь с намерением породить определенные последствия.

Далее следует отметить, что гражданское законодательство практически не ограничивает круг третьих лиц, в отношении которых у представляемого вследствие юридических действий представителя возникают (изменяются, прекращаются) субъективные права и обязанности. Исключением является требование п. 3 ст. 182 ГК РФ, согласно которому в качестве третьего лица не может выступать представитель и другое лицо, представителем которого он одновременно является, кроме случая коммерческого представительства. Данное требование гарантирует осуществление полномочия представителя исключительно в интересах представляемого. Так, исходя из предусмотренного п. 3 ст. 182 ПС РФ требования, представитель не вправе купить вещь, которую поручил ему продать представляемый.

Установленный п. 3 ст. 182 ГК РФ запрет конкретизируется в п. 3 ст. 37 ГК РФ, согласно которому опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование. Указанные лица лишены также права представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

1.3 Особенности представительства без полномочий

Также возможны ситуации, когда представитель действует от имени другого лица без полномочий или с превышением полномочий. Лицо признается действующим без полномочий, когда оно вообще ими не наделялось (например, при оформлении доверенности с нарушением установленного порядка) либо когда полномочие предоставлялось, но к моменту совершения сделки прекратилось (например, при истечении срока доверенности). Лицо действует с превышением полномочий, когда оно было уполномочено на представительство, но выходит за пределы предоставленных ему прав. К примеру, вместо возмездного заключает безвозмездный договор или признает иск при отсутствии специального указания на это право в доверенности[26].

Совершение сделки от чужого имени без полномочия или с превышением полномочия является по существу мнимым представительством. Оно не порождает юридических последствий для представляемого.

Согласно ст. 183 ГК РФ подобного рода сделки, считаются совершенными от имени представляемого лица и в его интересах, когда впоследствии они одобряются представляемым. Это одобрение имеет обратную силу, то есть действия представителя, совершенные до одобрения их представляемым, порождают права и обязанности для представляемого с момента совершения сделки (а не с момента ее одобрения). Одобрение должно последовать в необходимый срок и может быть сделано в любой форме – устной, письменной, путем совершения определенных действий и др. Например, представляемый оплатил товар, в отношении которого совершил сделку.

Представительство, не одобренное в последующем представляемым, не имеет юридического значения для представляемого, но может иметь значения для представителя. Лицо, заключившее такую сделку, будет нести перед контрагентом все обязанности и ответственность за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение. Но это правило применимо лишь в случаях, когда неуполномоченный может выступать стороной по совершенным им сделкам. Возложение имущественной ответственности при представительстве без полномочия должно предопределяться характером поведения мнимого представителя и третьего лица, с которым заключалась сделка от чужого имени. Если представитель намеренно ввел в заблуждение третье лицо, сообщив ему неправильные сведения о своих полномочиях, представив подложную доверенность и т.п., лжепредставитель должен отвечать перед третьим лицом и представляемым за причиненные им убытки. Иное дело, если представитель добросовестно заблуждается, а третье лицо не проявляет должной осмотрительности.

Заключение сделки при посредстве лица, не имеющего соответствующих полномочий или действующего с их превышением, влечет правовые последствия для третьего лица. Правило, согласно которому представляемый может одобрить совершенную от его имени сделку, установлено прежде всего в интересах лица, для которого эта сделка совершена. Что касается третьего лица, с которым заключена сделка, то предполагается, что оно знало или должно было знать о неуполномоченности представителя, т. к. имелась возможность путем знакомства с доверенностью проверить полномочия последнего[27].

Таким образом, если третьим лицом в этом отношении проявлена беспечность или если такая сделка заключена им сознательно, то он считается связанных совершенной сделкой. В частности, если сделка будет одобрена представляемым и, следовательно, приобретет юридическую силу, третье лицо, знавшее о неуполномоченности представителя, не может отказаться от принятого на себя обязательства со ссылкой на это обстоятельство.