Необходимо при этом отметить, что и русская интеллигенция в значительной степени разделяла правовой нигилизм крестьянства и фабрично-заводского пролетариата. Отечественная интеллигенция не создала чего-либо значимого в области права, подобного трудам западных просветителей Локка и Руссо, Беккариа и Монтескье. Думается, что это не простая случайность. Правовые идеалы никогда не имели для российской интеллигенции той же ценности, что на Западе. Справедливо критикуя современную им правовую систему, неправедный суд, отсутствие реальных гражданских прав и свобод, деятели русской культуры отождествляли их с правом и государственно-правовыми институтами, на деле являющимися атрибутом цивилизованного общества.
Негативное отношение к правовым ценностям наложило свой отпечаток и на восприятие общественным сознанием юриспруденции, как практической, так и научной. И до сих пор нет ни одного обобщающего труда по истории правовой науки в России. Художественная же литература, и, прежде всего, дореволюционная, создала отчетливо-негативный образ юриста-профессионала в сознании рядового обывателя. Одним из наиболее типичных примеров такого подхода является изображение такой безусловно сложной и неоднозначной личности как Константин Петрович Победоносцев. «Апостол реакции», кстати, был помимо всего и блестящим ученым-правоведом, лекции которого по гражданскому процессу высоко ценил его студент А.Ф.Кони, а его учебник по гражданскому праву считался одним из лучших в России.
Цымбалова Н. выделяет также следующие особенности российской правовой ментальности[3].
Во-первых в российских правовых структурах всегда преобладали (и преобладают) люди, для которых понятие «права человека» были лишены какого-либо практического смысла, но которые всегда любили порассуждать о «государственных интересах». Усиление государства в России всегда сопровождалось ущемлением интересов граждан. («Государство пухло, народ хирел», по выражению В.О. Ключевского.)
Второй момент заключается в пассивности самих граждан. Они воспринимают себя (и точно так же их воспринимает государство) не как граждан, имеющих неотъемлемые права и свободы и имеющих право предъявлять претензии к государству, которое они же и нанимают на работу, а как подданных. Общество в целом и каждый человек в отдельности чувствует себя по привычке в роли ведомого, некоего материала, «теста», из которого начальство может лепить все, что ему в голову взбредет. Основные заботы связаны лишь с тем, чтобы «барин» не сильно порол и сносно кормил. Мысль же о том, что государство – это служебный инструмент в руках общества, что мы его формируем и можем спросить с него потом по всей строгости, – такое понимание в сознании нашего человека приживается с большим трудом.
Рост преступности, коррумпированность властных структур обусловлены не только социально-экономическими факторами, но, вполне очевидно, особенностями отечественной культуры, ментальности. Отторжение закона, формального права, упование на самобытное обычное право – это то, что сопровождает российское правосознание уже на протяжении многих веков. Закон скорее предстает как символ репрессивной машины государства, а не внутренний кодекс поведения человека в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Российское общество приучали руководствоваться обычным правом, и, как следствие, в нравственных максимах исповедуется необязательность закона. Причем правовой нигилизм пронизывает не только массовое сознание, но и органы юрисдикции; отсюда известные феномены «телефонного», «басманного» и прочих судов.
В силу сказанного очевидна необходимость поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать правовые механизмы в России более эффективными, максимально затруднить возможность бесконтрольного попрания прав человека со стороны государства. Все это может привести к позитивным сдвигам в правосознании и, в конечном счете, улучшить российскую правовую ментальность.
Список использованных источников
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М., Омега-П. 2002.
2. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.
3. Лапшин Б.Н. Проблемы совершенствования правовых основ и практики судопроизводства в СНГ.// Проблемы современной экономики. 2003. №7.
4. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 2004.
5. Цымбалова Н. Демократическая трансформация России: проблема прав человека и институт омбудсмана. // Государство и право. 2006. №2.
[1] Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 523.
[2]Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М., Омега-П. 2002. С. 380
[3] Цымбалова Н. Демократическая трансформация России: проблема прав человека и институт омбудсмана. // Государство и право. 2003. №2.