Пусть дано поле P. P[x]- кольцо многочленов от одной переменной над полем P. Обратимся к понятию алгебраической замкнутости поля P. Напомним, что поле Р называется алгебраически замкнутым, если любой многочлен f(x)ÎP[x] обладает хлтя бы одним корнем. Введем такое понятие: элемент aÎР называется алгебраическим над полем Р, если существует f(x)ÎP[x], для которого a является корнем.
Пусть дано поле Р и aÏР, aÎF – поле.
Определение 1. Простым расширением поля Р с помощью элемента a называется наименьшее подмножество поля F, содержащее Р и a. Простое расширение поля Р с помощью aÎF обозначается Р(a).
В вопросе решается проблема о строении Р(a) и возможности применения этой теории для освобождения знаменателя дроби от алгебраической иррациональности. Для решения обозначенной проблемы рассмотрим Р[a]={f(a)/f(x)ÎP[x]}, где Р[a]={a0+a1a+...+anan/aiÎP, nÎN}.
Легко проверить, что Р[a] подкольцо поля Р(a).
Теорема 2. Пусть Р[x] – кольцо над Р, Р(a) – простое расширение Р с помощью элемента a. Пусть y: Р[х] на Р[a] – отображение такое, что y(f(x))=f(a). Тогда:
10. "aÎP, y(a)=a;
20. y(x)=a;
30. y – гомоморфизм и эпиморфизм;
40. Ker y ={f(x)Î Р[x]/ f(a)=0Î Р[a]};
50. Фактор-кольцо Р[х]/Ker y изоморфно кольцу Р[a].
n 10 и 20 следуют из определения y.
30: y(f(x)+g(x))= f(a)+g(a), y(fg)=f(a)g(a), y(1)=1, это проверяется непосредственно, поэтому y – гомоморфизм; "f(a)ÎР[a], $ f(x)Î Р[x], y(f(x))=f(a) Þ y – эпиморфизм.
40: следует из существования Ker f для гомоморфизма и из определения y.
Рассмотрим 50. Так как Ker y – идеал Р[х], то становится возможным Р[х] факторизовать, получить Р[х]/Ker y, тогда по основной теореме об эпиморфизме колец Р[х]/Ker y º Р[a].
e: Р[x]® Р[x]/Kery, e (f(x))=Kf(x).
j: Р[x]/Kery® Р[a], где
j(Kf(x))=f(a)Þ j – изоморфизм.
Следствие 3. Если a - трансцендентный элемент над полем Р, то Р[х]@ Р[a].
n В силу трансцендентности a над Р, Kery={0} и Р[x]/{0}@ Р[a], кроме того e – изоморфизм, то есть Р[x]/{0}@ Р[x] следовательно, Р[x]@ Р[a].
Определение 4. Пусть Р[х] – кольцо многочленов над полем Р. Пусть a – алгебраический элемент над полем Р. Минимальным многочленом * a над Р называется нормированный многочлен наименьшей степени, для которого a является корнем.
Обозначим минимальный многочлен для a над Р через g(x), deg g(x)=n называют степенью алгебраического элемента a над Р.
Легко показать:
1) g(x) существует для каждого алгебраического элемента;
2) g(х) – неприводимый многочлен в Р[х] над Р;
3) g(x) для a определяется однозначно.
(1) – вытекает из определения алгебраического элемента.
(2) – из определения минимальности g(x).
(3) – из предположения, что существует два многочлена * g и h и их неприводимости, они ассоциированы, а так как они неприводимы, то g(x)=h(x).
Теорема 5. Пусть a алгебраический элемент степени n над Р (aÏР) и g(x) – его минимальный многочлен степени n, тогда имеют место:
10. Если f(a)=0, где f(x)Î Р[х], то f(x)M g(x);
20. Р[х]/(g(f))@ Р[х];
30. Р[х]/(g(f)) – поле;
40. Р[a]=Р(a).
n Пусть a корень f(x), то есть f(a)=0, известно, что g(a)=0, тогда (f,g) либо 1, либо нет. Первое невозможно, так как по известной теореме f(x)M (x-a) и
g(x)M(x-a). Следовательно, (f,g)¹1, то есть они не являются взаимно простыми, поэтому f(x) делится на g(x).
Зададим гомоморфизм y: Р[х]® Р[a], y(f(x))=f(a)ÞKer y={f(x),f(a)=0} состоит из многочленов, делящихся на g(x), поэтому Ker y=J=(g(x)) – идеал Р[х]Þ Р[х]/(g(x)) @ Р[a] (*), так как Р[a]ÌР(a), то Р[a] – область целостностиÞ Р[х]/(g(x)) в силу (*) тоже область целостности. Покажем, что любой элемент из Р[х]/(g(x)) ненулевой обратимый.
Пусть
смежный класс, , то f(a)=0, тогда f(x) не делится на g(x)Þ(f(x),g(x))=1Þ , но Þ Þ , что и требовалось доказать, то есть Р[х]/(g(x)) – поле, а так как эта алгебра изоморфна Р[a], то Р[a] тоже поле являющееся подполем поля Р(a). Но Р(a) минимальное подполе поля F, следовательно, Р(a) Ì Р[a], откуда получаем, что Р[a]=Р(a).Эта теорема позволяет установить строение простого алгебраического расширения Р(a).
Пусть a - алгебраический элемент над P, а Р(a) – простое алгебраическое расширение P, пусть степень a равна n>0. Тогда
Теорема 6. Любой элемент поля Р(a) однозначно представим в виде линейной комбинации n элементов 1,a,...,an-1 с коэффициентами из P.
4)
Вопрос 15. Простые и составные числа.
Рассмотрим N – натуральные числа. Введем понятие простого и составного числа.
Опр.1 N ' а называется делящимся на число вÎN, в > 0, если существует такое число с, что а = вс, при этом а – делимое, в – делитель, с – частное.
Все натуральные числа, в связи с отношениеми делимости на , разбиваются на группы: {0}, {1}, {р1, р2,…,…}, {а1, а2,…}, где 1 обладает только один делитель, рi – двумя, а для аi существует более двух. Опр.2 Натуральное число р называется простым, если оно имеет ровно два различных делителей. (1 и само число р), составным, если имеет более двух делителей.Введенное определение позволит выражать числа натуральные через простые. Это описывается теоремой, которую называют основной теоремой арифметики.
Теорема. 3 Любое n Î N, n > 1 можно единственным образом представить в виде произведения простых чисел с точностью до перестановки сомножителя.
В теореме содержится две теоремы: о существовании разложения и его единственности.
(7) Пусть n Î N, n > 1. Для доказательства исследуем метод математической индукции.n = 2, 2 – простое число, следовательно n = 2 и есть его разложение.
Предположим, что для любого натурального числа, меньшего n, теорема верна и докажем для n.
Пусть дано натурально n, если оно простое, то это и есть его разложение. Если n составное, тогда n = вс, где в,с Î N и меньше n. По предположению индукции разложение их на простые множители существует, поэтому оно существует и для n. На основании принципа математической индукции, можно утверждать истенность теоремы для любого n Î N, n > 1.
(!) Докажем единственность разложения на простые множетели методом математической индукции.
n = 2, 2 = 2. Разложение единственное.
Допустим, что для любого числа натурального, меньшего n утверждение справедливо и докажем для n. Если n простое число, то это и есть его разложение и оно единственно. Если n составное, то оно допустит разложение на простые числа. Предположим, что таких разложений оказалось два: n = p1p2 ¼ pк = q1q2 … qs (1). Из равенства (1) видно, что “правая часть” делится на p1. А т.к. в “правой части числа простые”, то
1) существует число qi, которое делится на p1;
2)
(p1, qi) = 1. Следовательно, p1 = qi. Пусть qi = q1, разделим обе части равенства (1) на p1, получим, что и “левая часть” и “правая часть” числа натуральные, меньше n, а для них разложение единственное с точночтью до перестановки сомножителя. Поэтому при соответственно мы получаем, что n = p1p2 ¼ pк – разложение n и это разбиение единственное. Что и требовалось доказать.Если среди простых множителей окажутся равные, то их объединяют в степень и получают представление n Î N в виде:
, которое называют каноническим разложением натурального числа.В теории натуральных чисел имеет место теорема, решающая вопрос о количестве простых чисел во множестве N.
Теорема 4. (Евклида) Множество простых чисел в N бесконечно.