Решая вопрос о заключении под стражу, суду надлежит также учитывать обстоятельства, указанные в статье 99 УПК РФ, например тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
При разрешении ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, суду следует учитывать положения части 1 статьи 108 УПК РФ, устанавливающей возможность принятия такого решения только в исключительных случаях и при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов дознания, предварительного следствия и суда.
Отсутствие у лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, регистрации на территории Российской Федерации может служить лишь одним из доказательств отсутствия у него постоянного места жительства, но само по себе не является предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 108 УПК РФ обстоятельством, дающим основание для избрания в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу.[2]
В данном случае следует полагать, что Аюпов подозревается в совершении преступления, предусмотренного статьёй 111 Уголовного кодекса Российской Федерации («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»). Часть 1 указанной статьи предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок от двух до восьми лет лишения свободы. То есть уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.
В то же время не учтены такие обстоятельства, как наличие иждивенцев, отсутствие у Аюпова других родственников. Отсутствует обоснование того, что невозможно применение иных, более мягких, мер пресечения в отношении Аюпова.
Кроме того, не указываются обстоятельства, которые являются основаниями для избрания меры пресечения согласно статье 97 УПК РФ.
Таким образом, решение следователя о необходимости избрания в отношении Аюпова такой меры пресечения, как заключение под стражу, нельзя признать законным и обоснованным.
Задание 3. Теоретический вопрос
Презумпция невиновности
Принцип презумпции невиновности (от лат. praesumptio - предположение) закреплен в ст. 49 Конституции Российской Федерации, ч. 1 которой гласит: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда".
Презумпция невиновности является общепризнанной гарантией прав человека и закреплена во многих международно-правовых актах, например, в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Длительное время, несмотря на ратификацию СССР ряда международных актов, отражавших этот принцип, презумпция невиновности не имела законодательного закрепления, хотя отдельные ее положения были отражены в Конституции СССР 1977 г., УК и УПК РСФСР. Впервые понятие презумпции невиновности было сформулировано в законодательстве СССР, а именно в Основах законодательства о судоустройстве 1989 г. В УПК РФ этот принцип закреплен в ст. 14, однако этим его законодательная регламентация не исчерпывается. Многие положения как общей, так и особенной частей УПК РФ обусловлены действием именно этого принципа и представляют собой различные формы его проявления в уголовном судопроизводстве (например, ч. 5 ст. 348, ч. 4 ст. 302 УПК РФ и др.).
Презумпция невиновности действует не только в отношении обвиняемого, но также в отношении подозреваемого и любого иного лица.
Назначение презумпции невиновности состоит в процессуальном сдерживании субъектов уголовного судопроизводства, ведущих производство по делу, а также любых иных лиц в отношении обвиняемого (подозреваемого), что обеспечивает всестороннее и полное исследование обстоятельств дела, исключает обвинительный уклон, защищает права лица, привлеченного к уголовной ответственности.
Содержание презумпции невиновности состоит в том, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации и уголовно-процессуального закона лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, считается невиновным, вплоть до определенного законом момента, независимо от убеждения лиц, ведущих производство по делу. Конечно, участники уголовного судопроизводства на стороне обвинения (следователь, дознаватель и др.) могут быть убеждены в виновности определенного лица, что и является основанием, например, привлечения его в качестве обвиняемого, однако обвиняемого невиновным считает закон, который связывает возможность признания лица виновным только со справедливым порядком судебного разбирательства уголовного дела, на котором каждое доказательство виновности лица в совершении преступления публично подвергается полному, всестороннему и объективному исследованию независимым судом с участием сторон и на основе осуществления всех принципов уголовного процесса.
Только в момент вступления в законную силу обвинительного приговора суда осужденный может считаться виновным в совершении преступления и подвергаться мерам уголовного наказания. Однако до этого момента любые публичные утверждения о виновности лица либо ограничение прав обвиняемого (например, жилищных, трудовых и др.), применяемые к лицам, виновным в совершении преступлений, будут нарушением этого принципа.
Без помощи презумпции невиновности уголовному процессу не удалось бы сохранять равновесие сторон - государственного органа уголовного преследования и частного лица, обвиняемого в преступлении, которые заведомо несопоставимы по своим фактическим силам и возможностям. Она является основным элементом института преимущества защиты и важнейшим условием соблюдения принципа равенства сторон в уголовном процессе. Окончание действия презумпции невиновности закон связывает лишь с вступлением в законную силу приговора суда в отношении данного обвиняемого. Прекращение уголовного дела или уголовного преследования по так называемым нереабилитирующим основаниям - ввиду истечения сроков давности, недостижения лицом возраста уголовной ответственности, смерти подозреваемого и обвиняемого, акта амнистии, примирения сторон, изменения обстановки, в связи с деятельным раскаянием - не означает, что презумпция невиновности после этого полностью прекращает свое действие и лица, в отношении которых состоялись подобные решения, считаются виновными[3].
I. Нормативные документы
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950// Бюллетень международных договоров, N 3, 2001
2. Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 12.
3. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993. С учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ// Российская газета, N 7, 21.01.2009.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ. С учётом последних изменений и дополнений: Федеральным законом от 05.05.2010 N 76-ФЗ // Российская газета, N 249, 22.12.2001, N 98, 07.05.2010
5. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ. С учётом последних изменений и дополнений: Федеральным законом от 19.05.2010 № 92-ФЗ//Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996, N 109, 21.05.2010,
II. Учебная и специальная литература
1. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (5-е издание, переработанное и дополненное) (под общ. ред. А.В. Смирнова)//"Проспект", 2009
2. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник (4-е издание, переработанное и дополненное). Под общ. ред. А.В. Смирнова// КНОРУС, 2008
3. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник. под ред. П.А. Лупинской//Юристъ, 2005
4. Уголовный процесс: Учебник для юридических высших учебных заведений. Под общ. ред. В. И. Радченко// М.: Юстицинформ, 2007.
III. Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2009 N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста"//"Бюллетень Верховного Суда РФ", № 1, январь, 2010
2. Российская юстиция. 1995. N 6. С. 6; Бюллетень Верховного Суда
[1]Российская юстиция. 1995. N 6. С. 6; Бюллетень Верховного Суда
[2] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2009 N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста"//"Бюллетень Верховного Суда РФ", № 1, январь, 2010
[3] Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник (4-е издание, переработанное и дополненное). Под общ. ред. А.В. Смирнова// КНОРУС, 2008