Таким образом, для любой стратегии Yj игрока P2 наибольший его проигрыш равен βj. В интересах игрока P2 выбрать стратегию с минимальным показателем неэффективности. Наименьшее из чисел βj обозначим β:
Число β называется верхней ценой игры в чистых стратегиях, а стратегия Yj0, которая максимизирует показатель неэффективности βj называется минимаксной стратегией игрока P2.
Теорема 3. Для элементов платежной матрицы имеют место неравенства:
и, следовательно, нижняя цена игры не больше ее верхней цены в чистых стратегиях: .Пример. Найти решение игры, заданной платежной матрицей.
Решение:
Решим игру. Пусть
– оптимальная стратегия первого игрока, – оптимальная стратегия второго игрока, v – цена игры.Рассмотрим матрицу
min
max(-1,-2,4)=4=max 6 7 4 10
min (6,7,5,10)=5=
- нижняя цена игры. - верхняя цена игры. - максиминная стратегия, - минимаксная стратегияЕсли
то элемент называется седловым элементом матрицыA=
Теорема 4. (о разрешимости матричной игры в чистых стратегиях) Если платежная матрица A имеет седловой элемент
, то матричная игра имеет решение в чистых стратегиях, при этом оптимальной стратегий первого игрока является Xi0 чистая стратегия, а для второго – Yj0 чистая стратегия, а цена игры v = .Пример. Найти решение игры, заданной платежной матрицей A=
Решение:
Решим игру. Пусть
-оптимальная стратегия первого игрока, - оптимальная стратегия второго игрока, v – цена игры.Рассмотримматрицу
min
max 2 3
v= =2 цена игры v = 2 , существует седловой элемент = , тогда решение в чистых стратегиях имеет вид:оптимальная стратегия первого игрока:
оптимальная стратегия второго игрока:
Ответ: оптимальные стратегии игроков
; , цена игры v =2 .Рассмотрим игру с платежной матрицей
A=
.Если
,то говорят, что j-ая строка доминируется i-ой строкой, при этом i-ая строка называется доминирующей для первого игрока P1; j-ая строка – доминируемой строкой для P1.Если
, то говорят, что i-ый столбец доминируется j-ым столбцом, при этом j-ый столбец называется доминирующим для второго игрока P2; i-ый столбец – доминируемый для P2. Доминируемую для игрока P1 строку и доминируемый для P2 столбец можно вычеркнуть (удалить).Пример. Упростить платежную матрицу A=
, используя принцип доминирования.Решение.
1 способ:
, т.к. - доминирующая строка, -доминируемая строка
(1)2 способ:,
(1)Решить игру с платежной матрицей
Платежная функция
Решить игру с платежной матрицей
Положим
. Тогда . Тогда Если - оптимальная стратегия первого игрока, то по определениюрешения матричной игры
Если игра с нулевой суммой, то ( -цена игры).Решая систему, получим
.Аналогично для второго игрока:
Тогда ТогдаЕсли
- оптимальная стратегия второго игрока. Если игра с нулевой суммой, то ( -цена игры).Решая систему, получим
.Пример. Найти решение игры заданной платежной матрицей A=
.Решение:
Решим игру. Пусть
- оптимальная стратегия первого игрока, - оптимальная стратегия второго игрока, -цена игры. Тогда оптимальные стратегии игроков и цену игры можно найти, решив системы:Ответ: оптимальные стратегии игроков
, цена игры .Решить игру с платежной матрицей A=