В теории уголовного права и в практике применения его норм различают основные и дополнительные общественно опасные последствия преступления. Во многих случаях преступление одновременно причиняет вред не одному, а нескольким разнородным общественным отношениям. Например, бандитизм как сложносочлененное преступление, в зависимости от того, в чем конкретно выразились действия членов банды в процессе нападения на граждан или организации (хищение чужого имущества, причинение вреда здоровью потерпевших, изнасилование, уничтожение имущества, дезорганизация работы банка и т. д.) нарушает не только основной непосредственный объект уголовно-правовой охраны - состояние общественной безопасности, но и ряд других дополнительных факультативных объектов, которые, однако специально охраняются не ст.209 (бандитизм), а другими самостоятельными нормами УК РФ.
Из этого следует, что основное последствие всегда наступает в результате совершения определенного преступления, и именно ради его предотвращения законодатель устанавливает соответствующий уголовно-правовой запрет. Дополнительные последствия, имея для данного преступления факультативный характер, наступают не во всех случаях его совершения.
В науке уголовного права обычно различают два крупных класса общественно опасных последствий: материальные и нематериальные. В свою очередь первые подразделяются на имущественные и физические (смерть человека, вред его здоровью той или иной степени тяжести и т.д.), экологические, а вторые - на морально-нравственные, политические, служебно-организационные и т.п.
Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что общественно опасные последствия имеют различное значение, выполняют различные уголовно-правовые функции.
Во-первых, они выступают в качестве одного из основных обязательных признаков объективной стороны всех материальных составов преступлений.
Во-вторых, определенные последствия, не влияя на наличие основного состава преступления (который может быть как материальным, так и формальным), могут указываться в законе в качестве квалифицирующего признака, например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст.111), или разглашение государственной тайны, если оно повлекло тяжкие последствия (ч.2 ст.283 УК РФ).
Выполняя первую и вторую функции, последствия имеют квалифицирующее значение, то есть оказывают непосредственное влияние на само применение уголовного закона.
И, наконец, в-третьих, наличие или отсутствие вредных последствий, ни являющихся ни основным, ни квалифицирующим признаком состава, должно учитываться судом при назначении подсудимому меры наказания в качестве обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.
Причинная связь
Причинная связь между общественно опасным действием (бездействием) и наступившими общественно-опасными последствиями. По уголовному праву лицо может нести ответственность за наступившие общественно опасные последствия лишь в том случае, если они являются результатом именно его действия или бездействия. Для того чтобы решить вопрос, причинило ли данное лицо определенные вредные последствия, необходимо установить причинную связь между его общественно опасными действиями и наступившими последствиями. На обязательность установления причинной связи как признака объективной стороны состава преступления неоднократно указывал Верховный суд Российской Федерации.
Причинная связь - это такое отношение между явлениями, при котором одно явление (причина) закономерно, с внутренней необходимостью порождает, вызывает другое явление (следствие)[4].
При установлении причинной связи в каждом конкретном уголовном деле задача органов правосудия состоит в том, чтобы, отвлекаясь от множества сопутствующих преступлению фактов, искусственно изолировать общественно опасное поведение человека и наступивший вредный результат и рассматривать их в качестве возможных причин и следствия.
Решение вопроса о том, находится ли действие (бездействие) субъекта в причинной связи с наступившими общественно опасными последствиями, по общему правилу во многих случаях на практике не вызывает больших трудностей.
Однако далеко не всегда ответ на вопрос о действительной причине фактически наступивших преступных последствий представляется столь очевидным. По некоторым категориям уголовных дел, например, о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, о преступлениях, связанных с нарушением определенных правил, повлекших тяжкие последствия, установление причинной связи между действиями лица и наступившим результатом представляет весьма сложную задачу.
Факультативные признаки объективной стороны
Они характеризуют объективную сторону не всех, а только некоторых составов преступлений. К их числу относятся: способ, место, время, обстановка, орудия и средства совершения преступления. Среди факультативных признаков объективной стороны указание на определенный способ совершения преступления встречается в действующем уголовном законодательстве наиболее часто. Под способом совершения преступления следует понимать ту внешнюю форму, в которой выразилось действие, те приемы и методы, которые использовал преступник в процессе реализации объективной стороны посягательства. Последнее уточнение имеет важное значение, так как приемы и методы, направленные на подготовку преступления, или примененные лицом в целях его сокрытия, способом совершения преступления не являются. О способе можно говорить применительно к тем преступлениям, которые могут совершаться только путем активных действий. Бездействие в уголовно-правовом смысле выражается в невыполнении лицом возложенных на него обязанностей и поэтому оно не может иметь специфических форм своего внешнего проявления. Ненадлежащие действия лица, совершенные в той или иной форме в момент общественно опасного бездействия, не имеют уголовно-правового значения, если сами по себе они не являются преступлением[5].
Уголовный закон содержит наиболее типичные и обобщенные характеристики способа совершения преступления определенного вида. Так, кража (ст.158 УК РФ) определяется как тайное хищение чужого имущества, грабеж (ст.161) как открытое хищение чужого имущества, мошенничество (ст.159) как хищение чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Вместе с тем конкретные способы совершения отдельных краж, грабежей, мошенничеств также могут отличаться друг от друга. Эти отдельные приемы и методы, охватываемые общим понятием определенного (можно условно назвать его генеральным) способа совершения преступления, указанного в законе, не имеют уголовно-правового квалифицирующего значения
Уголовно-правовое значение способа совершения преступления главным образом заключается в том, что в ряде случаев он является единственным критерием разграничения одного состава преступления от другого. Например, кража, грабеж и разбой, являясь хищением чужого имущества, отличаются друг от друга только по способу совершения преступления.
Правильное установление способа совершения преступления нередко непосредственно влияет на применение к виновному того или иного уголовного закона. Неправильное установление способа совершения преступления в таких случаях искажает юридическую картину содеянного и, как следствие этого, приводит к его ошибочной уголовно-правовой оценке со стороны органов правосудия. Средства совершения преступления - это разнообразные предметы (оружие, технические приспособления, подложные документы, химические вещества, сильнодействующие яды и т.п.), которые применяются субъектом непосредственно в процессе совершения преступления. В ряде случаев сами по себе изготовление, сбыт и даже хранение этих предметов рассматриваются законом в качестве самостоятельного преступления, например, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст.228 УК РФ), незаконное приобретение, передача, ношениe, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ иди взрывных устройств (ст.222 УК РФ). Надо, однако, иметь в виду , что в указанных преступлениях наркотические средства, психотропные вещества, оружие, взрывчатые вещества выступают не в качестве средства, а как предмет соответствующего посягательства. Применение же их для достижения других преступных целей, например, для лишения жизни другого человека, превращает их в средство совершения убийства. Естественно, что использование подобных предметов в качестве средства совершения другого преступления должно быть дополнительно вменено в ответственность субъекта по правилам квалификации совокупности деяний.
Таким образом, одни и те же предметы материального мира могут быть и средством, и предметом посягательства в зависимости от того, в каком соотношении они находятся с объектом и действием (бездействием) в структуре состава конкретного преступления.
Нередко закон указывает на оружие как на средство совершения преступления. Поэтому в тех случаях, когда оружие включено непосредственно в диспозицию уголовно-правовой нормы в качестве основного или квалифицирующего признака состава преступления, его применение виновным полностью охватывается данным составом преступления и не требует дополнительной квалификации содеянного по совокупности со ст.222 УК РФ. Так, наличие оружия является обязательным признаком бандитизма (ст.209 УК РФ). В учебной литературе в числе факультативных признаков объективной стороны нередко указывают и орудия совершения преступления. Важные соображения на этот счет высказаны Президиумом Верховного Суда РФ в постановлении по делу Т. и Р., в котором в общей форме указано, что под орудием преступления следует понимать предметы, непосредственно использованные в процессе посягательства в целях достижения преступного результата, или использование их имело непосредственное отношение к исполнению действий, образующих объективную сторону состава преступления. Следовательно, к орудиям преступления необходимо относить предметы, во-первых, использованные непосредственно в процессе совершения преступления, т.е. в период после начала посягательства и до его полного окончания и, во-вторых, участвующие в совершении действий, посредством которых виновный выполнил объективную сторону данного состава преступления.