Смекни!
smekni.com

Преступление (стр. 4 из 6)

Следующим интеллектуальным моментом прямого умысла закон называет предвидение возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий. Предвидение возможности наступления последствий носит в определенной мере вероятностный характер. Возможность с субъективной стороны восприятия мыслится как нечто, что при определенных условиях может стать действительностью. Но при этом может и не превратится в действительность, что предполагает определенную ссылку на противоречия: в каждой реальной возможности одновременно заключена вероятная невозможность.

Совершая деяние с прямым умыслом субъект предвидит вероятностный характер развития причинной связи, которая в итоге приведет к нужному ему итогу, полагая, что этот последний скорее всего наступит. Указывая, вместе с тем, на вероятностный характер возможности следует иметь в виду, что возможность как вероятное наступление ожидаемых событий, должна быть все-таки реальной, а не носить абстрактный характер. Так, например, начальник отправляет своего подчиненного, с которым у него более чем холодные отношения, в отпуск жарким летом с путевкой на юг, зная, что у подчиненного больное сердце и рассчитывая, что скорее всего он погибнет, так как солнце ему вредно. В данном случае также есть вероятность предвидения, однако она носит столь абстрактный характер, что несомненно остается за пределами умысла. Но если субъект стреляет в другого человека и полагает, что скорее всего, этот другой умрет, хотя последний и не погибает - налицо предвидение реальной возможности наступления необходимого последствия.

Предвидение неизбежности наступления последствий означает, что субъект исключает вероятностный ход событий. Он полагает, что все нюансы деяния учтены и последствия наступят обязательно. Так, мастер спорта по стрельбе, прицелившись с небольшого расстояния в свою жертву, производит выстрел из винтовки с оптическим прицелом.

Волевой признак прямого умысла характеризуется желанием наступления преступных последствий, желание как проявление воли само по себе осознается, однако законодатель счел необходимым выделить этот элемент особо, так как именно в желании проявляется целеустремленность субъекта.

Желание можно определить как стремление достичь необходимый для него в данный момент результат. Именно благодаря наличию желания можно констатировать, что достижение поставленной цели необходимые субъекту, предполагаемый результат ему нужен. Сделанное замечание по поводу волевого момента прямого умысла очень важно в плане отграничения его от умысла косвенного. Так, например, горя желанием убить своего обидчика субъект определенное время выслеживает его и затем с определенной долей эмоциональности вонзает в его тело нож.

Косвенный умысел отличается от прямого лишь волевым признаком: лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. Можно, однако, предположить, что определенный нюанс интеллектуального признака так же является отличающим моментом. Речь идет о том, что в формулировке прямого умысла сказано о предвидении вероятности или неизбежности наступления последствий, тогда как аналогичный признак косвенного умысла устанавливает лишь возможность такого предвидения. Представляется, что названные признаки, строго говоря, не могут быть отличительными чертами, так как в любой неизбежности сокрыта доля возможности (вероятности), в связи с чем неизбежное, по мнению правонарушителя, последствие, может не наступить вовсе. Неизбежность наступления результата заключена не в субъективных свойствах человека, а в объективных обстоятельствах, поэтому предвидение возможности наступления последствий, есть понятие более широкое с точки зрения субъективной стороны состава преступления.

Волевой признак косвенного умысла указывает, прежде всего, на отсутствие у субъекта желания наступления последствий. Последствия правонарушителю не нужны. В отличие от прямого умысла субъект не стремится достичь результата, однако при этом у него складывается своеобразное волевое отношение к итогу собственной деятельности, законодатель указывает на две разновидности такого волевого отношения: субъект сознательно допускает наступление последствий либо относится к ним безразлично. Выделенные законодателем две разновидности волевого отношения субъекта к итогу собственного поведения в сочетании с нежеланием наступления последствий позволяют сделать обоснованное предположение, что совершая деяние с косвенным умыслом лицо может надеяться на определенные обстоятельства, которые, по его мнению, не позволяют преступным последствиям наступить. Например, поджигая сарай деревенского дома, преступник не желает, чтобы огонь перекинулся на жилую постройку и причинил более тяжкие последствия. При этом он полагает, что в результате испортившейся погоды хлынет дождь, и огонь будет залит. В данном примере надежда на обстоятельства абстрактного свойства свидетельствует о сознательном допущении последствий или о безразличном к ним отношении. Упование на случай, который может предотвратить наступление последствий, говорит о фактическом безразличии субъекта к наступлению итога. Если бы это было не так, тогда субъективное отношение лица было бы совсем иное: оно выражалось бы в конкретных действиях, доказывающих его явное стремление к предотвращению последствий. В таком случае можно вести речь о неосторожном причинении или, при наличии соответствующих обстоятельств, о добровольном отказе или деятельном раскаянии.

Помимо разновидностей умысла, указанных в законе, в теории уголовного права выработан еще целый ряд его видов, которые, хотя и не получили законодательного закрепления, но имеют важное значение в практике квалификации преступлений.

Умысел подразделяется по моменту его формирования на заранее обдуманный и внезапно возникший. Заранее обдуманный умысел предполагает определенный, относительно длительный промежуток времени, который отделяет задуманное от его реализации. При этом виде умысла су6ъект имеет возможность тщательно спланировать преступление, может подобрать соучастников, устранить возможные препятствия, сделать иные шаги, позволяющие успешно совершить преступное деяние.

В связи с тем, что заранее обдуманный умысел характеризует негативную направленность лица, его неуклонное и непоколебимое стремление добиться намеченного преступного результата, эта разновидность умышленной формы вины представляется наиболее опасной.

Внезапно возникший умысел характеризуется в большей мере как аффективная реакция на стрессовую ситуацию. Он отличается внезапной вспышкой, часто неожиданной для самого правонарушителя, в результате которой субъект совершает преступление немедленно. В Особенной части УК данная разновидность умысла нашла отражение в так называемых привилегированных составах преступлений, в которых внезапность возникновения решения, связанного с провоцирующей обстановкой, получила статус смягчающего обстоятельства. Это статьи 107 (убийство, совершенное в состоянии аффекта), 108 (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление), 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), 114 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление), а также в некоторых случаях и статья 106 (убийство матерью новорожденного ребенка).

По степени определенности умысел подразделяется на определенный и неопределенный. Определенный умысел характеризуется направленностью лица на достижение конкретного результата. Так, например, субъект принял решение похитить из музея картину и осуществляет именно этот умысел.

Определенный умысел, в свою очередь может быть простым и альтернативным. При простом определенном умысле субъект желает достичь именно данный результат и никакой другой: похитить именно данную картину и никакую другую. При альтернативном умысле субъект равным образом желает наступления любого из двух возможных результатов его деятельности. Так, например, участвуя в избиении человека, правонарушитель желает причинить ему тяжкие либо средней тяжести телесные повреждения.

В случае неопределенного умысла субъекту желательно наступления хотя бы одного из ряда возможных последствий. Чаще всего такая разновидность умысла характерна в преступлениях против личности, когда субъект желает любого из последствий в диапазоне: смерть - легкий вред здоровью.

В случае совершения деяния с неопределенным умыслом, а также с определенным альтернативным умыслом уголовная ответственность наступает в зависимости от фактически наступивших последствий. Так, если при неопределенном умысле фактически наступила смерть потерпевшего, тогда виновный несет ответственность за убийство.