Смекни!
smekni.com

Решение задач с использованием векторов и матриц (стр. 2 из 3)

Для включения векторизации следует набрать имя и параметры функции, курсором подчеркнуть обозначение функции и нажать [CTRL - ] или выбрать кнопку палитры “Matrix”

. Режим векторизации функции указывается стрелкой над обозначением функции.

При попытке вычислить алгебраическую функцию от вектора или матрицы без включения операции векторизации появляется сообщение об ошибке «non-scalarvalue».

4.3 Встроенные функции для обработки векторов и матриц

При описании встроенных функций обрабатываемый вектор обозначен именем V, обрабатываемая матрица – именем M. На практике пользователь при вызове функции указывает имя вектора или матрицы, которые необходимо обработать в данном месте документа. Конечно, вектор или матрица должны быть определены до выполнения функции.

Параметры векторов и матриц
Получение минимального элемента вектора или матрицы min(V) min(M)
Получение максимального элемента вектора или матрицы max(V) max(M)
Количество элементов вектора length(V)
Номер последнего элемента вектора (при нумерации с 0 равно length(V)-1 last(V)
Количество строк матрицы rows(M)
Количество столбцов матрицы cols(M)
Вычисление следа квадратной матрицы (суммы диагональных элементов) tr(M)

Примеры:

Формирование новых матриц
Формирование единичной квадратной матрицы размера n*n identity(n)
Формирование квадратной матрицы, на диагонали которой расположены элементы вектора V, остальные элементы =0 diag(V)
Объединение двух или более матриц, имеющих одинаковое число строк, в одну augment(M1,M2)
Объединение двух матриц, имеющих одинаковое число столбцов, в одну stack(M1,M2)
Выделение части матрицы в пределах r1,r2,c1,c2 submatrix(M,r1,r2,c1,c2)

Примеры:

Сортировка элементов векторов и матриц
Упорядочение (сортировка) элементов вектора в порядке возрастания sort(V)
Расположение элементов вектора в обратном порядке reverse(V)
Упорядочение элементов k-го столбца матрицы по возрастанию перестановкой строк csort(M,k)
Упорядочение элементов k-й строки матрицы по возрастанию перестановкой столбцов rsort(M,k)

Примеры:

- строки были переставлены так, чтобы элементы 2-го столбца расположились по возрастанию
- столбцы были переставлены так, чтобы элементы 1-й строки расположились по возрастанию

4.4 Решение систем линейных алгебраических уравнений в среде МС

Для многих численных методов решение системы линейных уравнений является одним из этапов. Как известно, систему линейных уравнений можно представить в матричной форме

AX=B,

где А – матрица коэффициентов системы, В - вектор правых частей уравнений.

Для решения системы линейных уравнений можно использовать метод обратной матрицы. Этот метод, являющийся достаточно громоздким, в МС реализуется одной строкой. В соответствии со свойством обратной матрицы A-1A=I, где I-единичная матрица, получаем, что столбец неизвестных

X:=A-1B.

Выполнив вычисление по этой формуле, далее в документе нужно вывести результат на экран и выполнить проверку (правая часть должна совпасть с вектором b).

Пример. Решение системы трех уравнений

вычисляем:

Для решения системы уравнений можно использовать встроенную функцию lsolve(A,B). Матрицы A и B определяются так же, а затем находится вектор неизвестных

.

Универсальный характер векторов и матриц в среде МС. В МС реализован принцип вложенности структур данных различного типа. Это означает, что элементами вектора или матрицы могут быть другие векторы или матрицы, или функции. Функция, в свою очередь, может иметь матричную структуру, и так далее.

Это позволяет экономично описывать исходные данные, планировать вычисления и группировать результаты. Вложенность данных используется также при разработке программных блоков в среде МС.

При выводе на экран таких векторов или матриц МС показывает не численные значения, а структуру элемента (в фигурных скобках), например

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ

Выполнить вычисления в задачах №1, №2, №3, №4 (по вариантам).

ЗАДАЧА 1. Выполнить действия по обработке заданных векторов и матриц с выводом на экран всех промежуточных результатов.

1) ra3=(1.2,-2.3,6.05); cz4=(-0.4,3.1,8.2);

│ 2 3 -1│ │-1 0 5│

A = │ 9 5 2│ ; B = │35 1 3│ ;

│-1 0 7│ │-2 -2 4│

- вычислить скалярное произведение ra3 и cz4;

- вычислить модуль вектора a=2*ra3-3*cz4;

- вычислить векторное произведение векторов 2*cz4 и -3*ra3;

- вычислить определитель матрицы 2*A-3B

- вычислить произведение матриц A^(-1) и B^2

- вычислить новую матрицу A1 путем возведения элементов

исходной матрицы A в куб;

- вычислить след матрицы (А+5B)^(-1);

2) kq3=(3.6,-2.3,9.45); uv4=(-5.1,5.8,-8.4);

│ 2 4 7 │ │ 2 3 –5 │

T = │ 5 1 –4 │; S = │41 -4 3 │;

│ 9 3 –3 │ │ 3 -1 1 │

- вычислить векторное произведение kq3 и uv4;

- вычислить модуль вектора a=6*kq3-2.3*uv4;

- вычислить скалярное произведение векторов kq3 и uv4;

- транспонировать матрицу 5*T-3*S

- вычислить произведение матриц T^2 и S^4

- вычислить новую матрицу S1 путем деления всех элементов ис-

ходной матрицы S на минимальный;

- вычислить след матрицы T^(-1);

3) vx3=(6.6,-3.1,8.36); ca4=(-6.3,8.5,-3.3);

│ 9 5 –2 │ │ 4 3 –3 │

G = │13 -3 –3 │; H = │51 11 4 │;

│ 6 7 4 │ │ 5 -2 14 │

- вычислить модуль векторного произведения 4*vx3 и -ca4;

- вычислить максимальный элемент вектора b=3.4*vx3+2.3*ca4;

- вычислить скалярное произведение векторов b и vx3;

- вычислить определитель матрицы 3*G-4*H^3

- вычислить произведение матриц (G-H)^3 и (2G+H)^(-1)

- получить новую матрицу G1 путем вычисления функции Бесселя

J3 от модулей элементов исходной матрицы G;

- вычислить след матрицы (G+H)^4;

4) dy3=(4.6,-2.7,2.48); se4=(-8.1,5.4,-9.3);

│ 19 -4 2 │ │ 3 -1 5 │

W = │ 25 1 4 │; D = │11 -4 –8 │;

│ 9 4 –3 │ │ 2 5 13 │

- упорядочить элементы вектора c=6*dy3-4.3*se4;

- вычислить скалярное произведение (dy3+c) и se4;

- вычислить модуль векторного произведения векторов c и dy3;

- вычислить определитель матрицы -4*W+3*D;

- выполнить объединение матриц W^2 и D^3;

- получить матрицу D1 путем вычисления функции ch

от элементов матрицы W/9;

- вычислить след матрицы (W-D)^7;

5) qn3=(4.3,-7.3,7.21); um4=(-4.1,7.2,-7.9);

│ 31 5 –7 │ │ 6 5 5 │

R = │ -5 4 4 │; G = │61 -4 –3 │;

│ 1 3 –1 │ │ 4 -3 2 │

- вычислить модуль вектора d=2.9*qn3-5.3*um4;

- вычислить векторное произведение d и um4;

- вычислить скалярное произведение векторов qn3 и um4;

- упорядочить элементы второй строки матрицы 3*R-7*G;

- вычислить определитель произведения матриц R^4 и G^2;

- вычислить матрицу G1, обратную матрице G;

- вычислить след матрицы R1, элементы которой получены

вычислением квадратного корня из модулей соответствующих

элементов матрицы R;

6) fa3=(7.6,3.2,8.02); hi4=(-1.4,5.6,-6.4);

│ 24 7 8 │ │ 1 4 –6 │

V = │ 15 14 –9 │; B = │54 -3 5 │;

│ 4 3 –1 │ │ 5 -2 7 │

- вычислить минимальный элемент вектора w=3.6*fa3-1.3*hi4;

- вычислить векторное произведение hi4 и 2*w и его модуль;

- вычислить скалярное произведение векторов w и fa3;

- вычислить определитель матрицы V^2-3*B

- вычислить произведение матриц V^(-1) и B^2

- вычислить новую матрицу V1 путем вычисления функции sh от

элементов матрицы V/5;

- вычислить след матрицы (V+B)^4;

7) wa3=(3.6,-2.1,9.45); ek4=(-5.1,5.8,-8.4);

│ 11 4 7 │ │ 2 1 –5 │

P = │ 5 1 –4 │; R = │31 -4 3 │;

│ 15 3 –3 │ │ 3 -3 1 │

- упорядочить элементы векторного произведения wa3 и ek4;

- вычислить модуль вектора s=6*wa3-2.3*ek4;

- вычислить скалярное произведение векторов s и wa3;

- вычислить определитель и след матрицы 5*R-3*P;

- вычислить минимальный элемент объединения матриц R^2 и P^4;

- вычислить новую матрицу R1 путем деления всех элементов ис-

ходной матрицы R на ее определитель;

- упорядочить элементы 1-го столбца матрицы P^5;

8) bt3=(4.6,-3.1,4.45); up4=(-5.1,6.8,-7.8);

│ 3 5 17 │ │ 8 -3 5 │

A = │ 11 6 –9 │; K = │27 4 –3 │;

│ 4 7 –3 │ │ 3 13 8 │