Смекни!
smekni.com

Преступления в сфере потребительского рынка (стр. 2 из 16)

В основе народно-хозяйственной политики Петра Великого было стремление пробудить русскую промышленную предприимчивость, направить ее на разработку нетронутых богатств страны и освободить российский рынок от гнета заграничного ввоза. В 1718 г. возникает полиция как самостоятельное учреждение, в Санкт-Петербурге была введена должность генерал-полицмейстера, в неотъемлемые обязанности полиции входило наблюдение за безвредностью продаваемых жизненных припасов, недопущением обмера, обвеса и других обманов при торговле.

Как справедливо отмечал известный русский экономист М.И. Туган-Барановский, до эпохи Петра Великого российский торговец "не обнаруживал наклонности делаться самостоятельным предпринимателем"[5]. В 1718 г. создается полиция как самостоятельное учреждение. В Санкт-Петербурге была введена должность генерал-полицмейстера, которую занял генерал-адмирал Дивьер, игравший важную роль в ведении преобразований, и в том же году были даны ему "пункты", которыми определялись обязанности городской полиции. В неотъемлемые обязанности полиции (Указ от 25 мая 1718 г. и Регламент 1721 г.) входило наблюдение за безвредностью продаваемых жизненных припасов, недопущением обмера, обвеса и других обманов при торговле[6]. В них также говорилось и о допущении торговых шалашей в указанных в правилах торговли местах. Генерал-полицмейстеру также предписывалось "смотреть и с принежанием", чтобы меры и весы были в лавках "орленые", т.е. помеченные клеймом установленного образца. Виновные в нарушениях этих требований подвергались наказанию в виде штрафа, и обо всех случаях такого противоправного поведения должностные лица полиции обязаны были сообщать в Сенат. Также на полицию Врачебным уставом возлагался контроль за съестными припасами и напитками с целью предотвращения преступлений на потребительском рынке. Запрещена была продажа недопеченного хлеба, мяса от палого скота и убитого во время болезни. Воспрещалось допускать в продажу напитки, испортившиеся и вредные для здоровья. Вещи и припасы, изъятые полицией, подлежали уничтожению[7]. Таким образом, характерной особенностью закрепления ответственности за нарушения в сфере оборота товаров было то, что предпринимались меры, направленные на улучшение продукции, вместе с тем это создавалось на фоне труда не ремесленников-умельцев, а случайных людей. Более того, на мануфактуры стали отдавать бродяг (императорский Указ от 7 января 1736 г.), нищих (императорский Указ от 23 марта 1753 г.). Позднее аналогичные действия были предприняты в отношении иных категорий населения. На мануфактуры отдавали "праздношатающихся" (императорский Указ от 26 марта 1762 г.) и проституток (сенатский Указ 1771 г.)[8].

В период Екатерины II также принимались меры по урегулированию и обеспечению надлежащей торговли. Так, было издано "Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи" от 7 ноября 1775 г., по которому следовало, что нижний земский суд должен был следить за тем, чтобы никто не торговал и не перевозил запрещенные товары, контролировать в рамках территории уезда соответствие мер и весов установленным правилам. В городе же эту функцию осуществлял городничий. Вторым важным документом того времени в исследовательской сфере является "Устав благочиния или полицейский" от 8 апреля 1782 г., который обязывал полицию смотреть за соответствием мер и весов установленным стандартам. Ответственность за нарушение норм, изложенных в Уставе, предусматривала наказания в виде штрафа, возмещения вреда потерпевшему с уплатой "пени в шесть процентов", заключение в работный дом до тех пор, пока правонарушитель своим трудом полностью не возместит причиненный ущерб. Среди профилактических мер обмера и обвеса можно назвать: необходимость клеймения весов и запрещение использования мер, не регламентированных в законе; в торговле изделиями из драгоценных металлов практиковалось наложение проб специально организованными для этого учреждениями или должностными лицами, пробирными палатками, пробирерами при казенных палатах и медных казначействах, взимавших за это определенную плату; система мер и весов должна была соответствовать следующим требованиям: удобство пользования, единообразие единиц меры для всего государства, легкость исчислений, отсутствие разнообразия мер для одного и того же исчисления и неуклонное пользование ими[9].

В 1845 г. принимается Уложение "О наказаниях уголовных и исправительных", которое предусматривало ответственность за преступления в сфере торговли в разделах VII "О преступлениях и проступках против имущества и доходов казны", VIII - "О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния", XII - "О преступлениях и проступках против собственности частных лиц". Также большое значение в предпринимательстве России сыграло то, что с 1845 г. была введена однообразная система мер и весов. Государство, обеспечивая употребление правильных мер и весов, брало на себя заботу также и об обеспечении надлежащего качества товара. В задачи полиции того времени входило выявление неклейменных мер и весов, сопутствуя тем самым более последовательному надзору в этой сфере торговых отношений. Для борьбы с фальсифицированными продуктами создавались такие учреждения, как санитарные станции, предназначенные для исследования качества и химического состава продуктов. В обязанности санитарных инспекторов входило выявление продуктов, которые оказывались вредными для употребления, причем допускалось и опубликование имен тех торговцев, у которых оказывались подобные продукты. Так, по результатам исследований в 1891 г. в Москве 85% рома было поддельным, 86% масла было с фальсифицированными примесями, около 42% чая было преимущественно спитым (бывшим в употреблении)[10]. Во многих законодательных актах были предусмотрены меры против пользования чужими товарами или фабричными клеймами.

Промышленный переворот с отменой крепостного права и аграрной реформой 1861 г. привел к отмиранию системы ярмарок как торгового места сделок. В 1868 - 1872 гг. началась транспортная революция. Строились железные дороги, прокладывались судоходные пути. Большинство из этих мероприятий осуществлялись частными предпринимателями (Губонин, Мамонтов, Поляков и др.). Совершенствуется система кредита: происходит слияние мелких коммерческих банков и образование крупных столичных и региональных банков, таких как Санкт-Петербургский международный, Русский банк внешней торговли, Волжско-Камский, Русский торгово-промышленный[11]. Все названные обстоятельства способствовали совершению новых преступлений в сфере торговли, что привело к изменению "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных", а также изданию Устава "О наказаниях, налагаемых мировыми судьями".

Большинство норм, регламентировавших ответственность за нарушение порядка осуществления экономической деятельности в дореволюционной России второй половины XIX - начала XX в., было сосредоточено в разделе VIII Уложения "О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния". В нем содержались нормы об ответственности за нарушение правил, установленных для пополнения и содержания запасов хлебных магазинов, и за противозаконные действия для непомерного повышения цен на жизненные припасы. В 1896 г. был опубликован новый Пробирный устав, по которому при департаменте торговли и мануфактур предусматривался пробирный инспектор для исполнения поручений, относящихся к общему надзору по пробирочной части. Стоит отметить, что безвредные фальсификаты или суррогаты допускались к продаже, но с условием ясного указания на самом предмете, что это лишь подделка или суррогат (например, окрашивание маргарина в безвредный синий цвет для отличия его от коровьего масла). Санитарные станции контролировались городскими управлениями и земствами, причем в Москве такая станция была учреждена в 1890 г. на средства города при университетском гигиеническом институте[12]. В этот период принимались меры в отношении торговцев и промышленников в определении того вреда, который они могли причинить потребителям фальсификацией продуктов, обмером, обвесом и иными обманными действиями. Так, устанавливалось обязательное коммерческое (торговое) книговодство, а также меры по защите и охране деловой репутации промышленника и его торговли: запрещалось пользование чужими товарами или фабричными клеймами. При этом считалось преступным не только тождество, но даже непредумышленное сходство клейм. С целью предупреждения подделок этикетов практиковалось их представление в департамент торговли и мануфактур Министерства финансов для заявления, что и обозначалось на ярлыке словами: "этикет утвержден правительством". В Уложении о наказаниях было предусмотрено, что тот, кто подделает клейма или знаки, прикладываемые с дозволения правительства к изделиям или произведениям мануфактур, фабрик и заводов, тот, кроме возмещения причиненных им убытков, подвергается лишению всех особенных правил и преимуществ и ссылке на житье - или отдаче в рабочий дом[13].

В 1903 г. вступает в силу новое уголовное Уложение (однако оно не было полностью введено в действие вплоть до 1917 г.), которое устанавливало ответственность за уклонение от уплаты налогов субъектами хозяйствования, заведомый обман клиента, отказ от возвращения долгов и оплаты векселей и др. В уголовном порядке не преследовался монополизм, недобросовестная конкуренция, финансовые махинации. Существовавшие же составы предусматривали в основном санкции в виде штрафов[14]. В 1906 г. Уложение о наказаниях было дополнено нормами об ответственности в случае, если промышленник или торговец самовольно выставлял на изготовленном им или находящемся у него для продажи товаре, или на упаковке или посуде, в которой хранятся товары, или на коммерческом объявлении, прейскуранте или бланке товарный знак, точно воспроизведенный или явно схожий с таким же товарным знаком, состоящим заведомо для виновного в исключительном пользовании другого промышленника или торговца. За такое деяние предусматривалось заключение в тюрьму на срок от 4 до 8 месяцев. Такому же наказанию подвергался промышленник или торговец, виновный в хранении в промышленном или торговом заведении или в продаже товара с самовольно выставленным товарным знаком.