2. Характеристика института преступления
Понятие преступления – одно из основных понятий уголовного права. Оно отвечает на вопрос: какие поступки людей и почему запрещены законом под угрозой наказания?
Советский уголовный закон содержит материальное определение преступления, т.е. такое определение, которое раскрывает его социально-политическую, классовую сущность. Согласно ст. 7 Основ уголовного законодательства преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй СССР, его политическую и экономическую системы, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное, посягающее на социалистический правопорядок, общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.[[11]]
Основным материальным признаком преступления, характеризующим его сущность, является общественная опасность деяния. Общественная опасность определяется прежде всего тем, что преступление посягает на советский общественный или государственный строй, социалистическую собственность, личность и права граждан, социалистический правопорядок. Общественная опасность преступления заключается в причинении или возможности причинения этим охраняемым законом объектам существенного вреда. Степень общественной опасности зависит от конкретного объекта уголовно-правовой охраны, объема причиняемого вреда, характера и интенсивности посягательства, личности виновного, его психического отношения к совершаемому деянию и других обстоятельств, характеризующих преступление. Отсутствие общественной опасности исключает признание деяния преступным.[[12]]
Другим непременным признаком преступления, юридической формой выражения юридической опасности является противоправность деяния. Те или иные деяния предусмотрены уголовным законодательством союзных республик в качестве преступлений потому, что они общественно опасны.[[13]] При этом перечень общественно опасных деяний, отнесенных к преступлениям, не может толковаться расширительно. Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, совершившее предусмотренное уголовным законодательством общественно опасное деяние, т.е. деяние, содержащее в себе признаки конкретного преступления, описанного в той или иной статье Уголовного кодекса союзной республики.
Условиями, исключающими уголовную ответственность, являются:
· невменяемость;
· необходимая оборона;
· крайняя необходимость.
Общественно опасное и противоправное деяние признаются преступлением только в том случае, если оно совершено виновно. Невиновное совершение общественно-опасных действий (например, общественно опасное поведение невменяемого лица, которое в силу психической болезни не отдает себе отчет в содеянном) не является преступлением. Об этом сказано в ст.11 Основ уголовного законодательства.[[14]]
В ст.13 Основ сказано, что «не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите интересов Советского государства, общественных интересов, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны».[[15]]
Также не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам Советского государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.[[16]] Но в Основах ничего не сказано о превышении крайней необходимости. Если же посмотреть в Уголовный кодекс РФ, то здесь о превышении крайней необходимости упомянуто таким образом: «превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности, непосредственно угрожавшее опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда»[[17]].
В Основах упоминаются стадии совершения преступления (приготовление и покушение) и ответственность за них. Таким образом, в ст.15 сказано что, приготовлением к преступлению признается приискание или приспособление средств или орудий или иное умышленное создание условий для совершения преступления.[[18]] А покушением на преступление признается умышленное действие, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по причинам, не зависящим от воли виновного.[[19]]
Таким образом, согласно Основам преступление должно определяться как противоправное действие (бездействие) посягающее в первую очередь на государственный строй, а уже потом на личность и собственность. Из этого следует, что в советском уголовном праве интересы государства ставились выше, чем интересы личности.
3. Система наказаний
Наказание по советскому уголовному праву это особая мера государственного принуждения, применяемая на основании приговора суда к лицам, совершившим преступления, являющаяся карой за совершенное преступление и выражающая от имени государства отрицательную оценку преступника и его деяния.[[20]]
Наказание назначается судом от имени государства. Осуждая преступника к той или иной мере наказания за совершенное преступление от имени государства, суд тем самым дает ему и совершенному им деянию публичную отрицательную морально-политическую оценку.
По своему содержанию уголовное наказание всегда причиняет осужденному определенные лишения личного, имущественного или морального характера. Оно содержит в себе кару за совершенное виновным преступление.
Кара может состоять в применении различного рода лишений и ограничений, непосредственно затрагивающих личность преступника. Например, лицо, осужденное к лишению свободы, помещается на определенный срок в соответствующее исправительно-трудовое учреждение, где обязательно находится, и соблюдать все правила режима; при ссылке осужденный обязан проживать в определенной местности, не имея права ее покинуть; при высылке ему запрещается проживать в местностях, указанных в приговоре.
Целью наказания является не только покарать лицо совершившее преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (Ст. 20 Основ уголовного законодательства)[[21]]. Если сравнивать цель наказания, указанную в Основах, с современным Уголовным кодексом РФ, то можно констатировать тот факт, что определение цели в первом случае является более точным и понятным, в отличии от УК РФ, где целью наказания является восстановление социальной справедливости[[22]] (Ст.43 УК РФ). Дело в том, что каждый в понятие социальной справедливости может вложить свой смысл. Из этого следует вывод об аморфности многих определений в современном российском уголовном праве.
Основами устанавливаются следующие виды наказаний:
1) лишение свободы;
2) ссылка;
3) высылка;
4) исправительные работы без лишения свободы;
5) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
6) штраф;
7) общественное порицание;
8) конфискация имущества;
9) лишение воинского или специального звания;
10) направление в дисциплинарную воинскую часть (для военнослужащих).
Стоит отметить, что по сравнению с УК РСФСР 1922 г. список наказаний претерпел значительные изменения. Например, отсутствуют такие наказания как изгнание из пределов страны на срок или бессрочно, условное осуждение, поражение прав, заключавшееся в умалении некоторых избирательных прав, возложение обязанности загладить вред и т.д.[[23]]
Согласно Основам, могли применяться дополнительные наказания (т.е. те, которые могли быть добавлены к основному) в виде конфискации имущества и лишения воинского или специального знания.
Список этих наказаний не является исчерпывающим. В Основах сказано, что Законодательством союзных республик могут быть установлены и иные виды наказаний в соответствии с принципами и общими положениями настоящих Основ (Ст.21)[[24]].
Допускалась исключительная мера наказания – смертная казнь (расстрел). Однако она могла применяться лишь при совершении таких тягчайших преступлений как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, т.е. составы этих преступлений описаны в Законе СССР "Об уголовной ответственности за государственные преступления", за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, указанных в статьях уголовных законов Союза ССР и союзных республик, устанавливающих ответственность за умышленное убийство, а в отдельных, специально предусмотренных законодательством Союза ССР случаях, - также и за некоторые другие особо тяжкие преступления. По сравнению с законодательством прошлых лет список преступлений, за которые могла назначаться смертная казнь, сократился, что является еще одним фактом в пользу того, что нормы советского уголовного права приобрели более гуманный и демократический характер.