Аналогично должен решаться вопрос в случае, когда причинение тяжкого вреда здоровью явилось нарушением специальных правил. Так, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, квалифицируется только по ч.1 ст.264 УК РФ. Как результат нарушения соответствующих правил неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью предусматривается также в ст.215, 216, 219 УК РФ.
Квалифицирующим обстоятельством преступления (ч.2 ст.118 УК РФ) является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Необходимость введения данного квалифицирующего обстоятельства не вызывает сомнений, поскольку причинение вреда здоровью в этом случае существенно повышает степень общественной опасности содеянного. Такое повышение обусловлено тем, что вред здоровью причиняется при обстоятельствах, когда должна быть гарантирована безопасность здоровья граждан.
По смыслу закона речь в ч.2 ст.118 УК РФ идет лишь о тех профессиональных обязанностях, ненадлежащее выполнение которых не образует специальный состав преступления по отношению к составу, предусмотренному в ней (например, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ - ст.216 УК РФ, нарушение правил пожарной безопасности - ст.219 УК РФ, незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью - ст.235 УК РФ). Поэтому нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, квалифицируется только по ч.1 ст.219 УК РФ.
Примером причинения тяжкого вреда здоровью вследствие ненадлежащего выполнения лицом своих профессиональных обязанностей, квалифицируемого по ч.2 ст.118 УК РФ, является нарушение врачом правил проведения операции или рекомендация врача по применению лекарственного препарата без учета его индивидуальной переносимости пациентом.
Субъективная сторона преступления - неосторожная вина в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект - вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет.
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК РФ). В соответствии с данной статьей предусматривается ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы. Следовательно, объектом этого преступления являются жизнь и здоровье человека.
Объективная сторона преступления заключается в действиях, образующих угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Угроза - это выраженное любым способом (словесно, письменно, непосредственно, через третьих лиц) намерение причинить указанный вред человеку или сразу нескольким людям. Бытовые обороты речи типа "голову откручу" отличаются от уголовно наказуемой угрозы отсутствием оснований опасаться реализации таких слов, т.е. отсутствием реальности угрозы.
Реальность угрозы должна устанавливаться, исходя из конкретной обстановки с учетом характера существующих взаимоотношений между виновным и потерпевшим, серьезности повода для угрозы, личности угрожавшего, наличия у него возможности применить оружие или использовать в качестве оружия иные предметы и т.д.
Если угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью является способом совершения другого преступления (изнасилования, вымогательства, принуждения к даче показаний и т.д.), то ст.119 УК РФ не вменяется. В этом случае действует правило конкуренции части и целого, согласно которому если содеянное в целом предусмотрено одной статьей УК РФ, а отдельные его части (в данном случае способ) - другой его
статьей, то применяется та статья, которая с наибольшей полнотой охватывает содеянное.
Состав преступления сконструирован по типу формального, поэтому оно признается оконченным с момента выражения соответствующей угрозы. Однако угроза лица совершить в отношении потерпевшего иное преступление (например, изнасиловать, отобрать или уничтожить имущество) по ст.119 УК РФ квалифицироваться не может.
От покушения на убийство и на причинение тяжкого вреда здоровью рассматриваемое преступление отличается тем, что виновный не совершает никаких действий, обеспечивающих реализацию угрозы.
С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. При этом не имеет значения, что на самом деле угрожавший ни при каких обстоятельствах не намеревался привести свою угрозу в исполнение.
Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст.120 УК РФ). Объектом этого преступления является здоровье человека. Круг потерпевших в данном случае не ограничивается потенциальными донорами: принуждаться к нему может как сам избранный для этого человек, так и другие лица (например, родственник попавшего в аварию человека, на которого воздействуют с целью принудить его к даче согласия на изъятие органа у травмированного лица после его смерти).
Объективная сторона преступления состоит в принуждении к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Принуждение - это неправомерное воздействие на потерпевшего с целью добиться от него согласия на донорство под угрозой неблагоприятных последствий в случае отказа. В качестве способов такого воздействия закон предусматривает как реальное применение насилия, так и угрозу его применения.
Реальное применение насилия выражается в нанесении ударов, побоев, причинении вреда здоровью различной степени тяжести, исключая тяжкий вред, причинение которого должно квалифицироваться по совокупности со ст.111 УК РФ. Такой вывод следует из сопоставления санкций за преступления, предусмотренные ст.111, 112 и 120 УК РФ.
Угроза применения насилия означает явно выраженное намерение прибегнуть к нему, если у потерпевшего (лица, которому адресована угроза) имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.
Состав данного преступления - формальный, поэтому преступление считается оконченным с момента принуждения к трансплантации, независимо от того, удалось ли добиться согласия на нее либо она состоялась фактически или нет.
Субъективную сторону преступления образует умышленная вина в форме прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является цель принудительных действий - использовать подлежащие изъятию органы и ткани человека для трансплантации. Поэтому иная непосредственная цель действий лица (например, продать орган человека) исключает их квалификацию по ст.120 УК РФ. Содеянное в зависимости от обстоятельств (способа принуждения) может квалифицироваться пост.119 или по ст.111, 112, 115, 116 УК РФ.
Совершение данного преступления в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, влечет ответственность по ч.2 ст.120 УК РФ.
Беспомощное состояние означает неспособность лица в силу болезни или иных причин (например, физиологических недостатков) противостоять притязаниям виновного.
Материальная зависимость - это такая подчиненность потерпевшего от виновного, которая, например, характеризует отношения между опекаемым и попечителем, должником и кредитором. Иную зависимость может образовать зависимость от начальника (руководителя), духовного наставника, неформального лидера.
Заражение венерической болезнью (ст.121 УК РФ). Рассматриваемое деяние является разновидностью причинения вреда здоровью путем введения в организм человека инфекций и болезнетворных вирусов.
К венерическим болезням относятся, в частности, сифилис, гонорея, мягкий шанкр, хламидиоз, паховый лимфогранулематоз.
Объективная сторона данного преступления выражается в заражении любой венерической болезнью. Способ заражения на квалификацию влияния не оказывает. Он может выражаться в половом сношении, иных действиях сексуального характера (мужеложстве), несоблюдении гигиенических правил при общении со здоровыми людьми (бытовой путь заражения).
К уголовной ответственности за заражение венерической болезнью лицо может быть привлечено не только во время болезни и ее лечения, но и в период контрольного наблюдения лечебным учреждением за больным до снятия его с учета.
Субъект преступления - специальный: достигшее шестнадцатилетнего возраста лицо, знавшее о наличии у него венерической болезни (например, имеющее предостережение лечебного учреждения).
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом. Неосторожность исключается, так как эта форма вины прямо не указана в диспозиции ст.121 УК РФ (см. ч.2 ст.24 УК РФ).
Статья 121 УК РФ содержит специальную норму по отношению к статьям, предусматривающим ответственность за умышленное причинение вреда здоровью, поэтому основания для применения ст.112 и 115 УК РФ отсутствуют. Однако если результатом умышленного заражения венерической болезнью явилось причинение тяжкого вреда здоровью (например, прерывание беременности), то при наличии умысла на причинение такого последствия содеянное должно квалифицироваться по ст.111 УК РФ, так как заражение венерической болезнью в данном случае является способом умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.
В качестве квалифицирующих обстоятельств ч.2 ст.121 УК РФ предусматривает заражение венерической болезнью двух и более лиц либо несовершеннолетнего.
Заражение ВИЧ-инфекцией (ст.122 УК РФ). Согласно ст.122 УК РФ наступает ответственность за два самостоятельных преступления: по ч.1 - за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией; по ч.2-4 - за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни. Состав преступления по ч.1 этой статьи - формальный, а по другим ее частям - материальный.