Объективная сторона ч.1 ст. 225 УК РФ заключается: 1) в общественно опасном деянии, то есть ненадлежащем исполнении своих обязанностей лицом, которому было поручена охрана вышеуказанных предметов; 2) в общественно опасных последствиях, а именно в хищении или уничтожении огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; 3) в причинно-следственной связи между вышеуказанным общественно опасным деянием и вышеперечисленными общественно опасными последствиями.
Понятие ненадлежащего исполнения обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств указывает на бланкетный характер диспозиции ч.1 и. ч.2 ст. 225 УК РФ. Для раскрытия содержания этого понятия при установлении факта ненадлежащего исполнения обязанностей по охране вышеуказанных предметов необходимо в каждом конкретном случае обращаться к нормативным актам, регламентирующим деятельность по охране оружия и выяснять какие именно обязанности, были нарушены виновным лицом. При этом необходимо знать, что рассматриваемое деяние может совершаться как путем действия (уход с поста охраны, курение на объекте охраны, где оно запрещено и т.п.), так и путем бездействия (нарушение графика обхода объекта, несоблюдение пропускного режима и т.п.).
Поскольку преступление, содержащееся в ч. 1 ст. 225 УК РФ сконструировано по типу материальных составов, обязательным условием, для признания его оконченным требуется наступление следующих общественно опасных последствий: хищения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств: уничтожения указанных выше предметов; иных тяжких последствий.
Понятие хищения предметов, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 225 УК РФ раскрывается при анализе ст. 226 УК РФ «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».
Под уничтожением оружия, боеприпасов и т.д. понимается приведение указанных предметов в состояние, исключающее их использование по целевому назначению, а также восстановление утраченных боевых свойств.
Иные тяжкие последствия – оценочное понятие. К ним, как правило, судебная практика относит: смерть человека, причинение вреда здоровью, уничтожение или повреждение чужого имущества, не относящегося к оружию, использование похищенного оружия для совершения новых преступлений и т.д.
Если ненадлежащее исполнение обязанностей по охране предметов, указанных в диспозиции ч.1 ст. 225 УК РФ лишь создало угрозу хищения, уничтожения этих предметов или наступление иных тяжких последствий состав ч.1 ст. 225 УК РФ не образуется.
Квалифицированный состав данного преступления предусмотрен в ч. 2 ст. 225 УК РФ.
Предметом преступления, закрепленного в ч. 2 ст. 225 УК РФ являются: 1) ядерное оружие; 2) химическое оружие; 3) иные виды оружия массового поражения; 4) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.
Ядерное оружие – оружие массового поражения, в основе действия которого лежит принцип использования внутриядерной энергии, выделяющейся в ходе неконтролируемой цепной реакции деления или синтеза. К ядерному оружию относится различные ядерные боеприпасы (боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и фугасы, снаряженные ядерными зарядами), средства их доставки к цели средства управления. В зависимости от типа используемого заряда выделяют следующие виды ядерного оружия – термоядерное, нейтронное, водородное оружие.
Понятием химического оружия охватывается оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. Химическое оружие включает в себя боевые отравляющие вещества (нервно-паралитического, кожно-нарывного, общеядовитого и удушающего действия, психотропные вещества (инкапаситанты) и раздражающие вещества (иррританты), средства их применения (химические боеприпасы)), устройства управления, используемые для доставки химического оружия к цели.
К иным видам оружия массового оружия относится: бактериологическое (биологическое) и зажигательное оружие.
Материалами, используемыми при создании оружия массового поражения, считаются уран -235, плутоний-239, боевые отравляющие вещества, болезнетворные бактерии и иные микроорганизмы и т.д.
Объективная сторона ч. 2 ст. 225 УК РФ в части касающейся общественно опасного деяния ничем не отличается от объективной стороны ч.1 ст.225 УК РФ.
Обязательным условием для наступления ответственности по ч. 2 ст.225 УК РФ является наступление тяжких последствий (материальный состав), или создание угрозы их наступления (состав опасности).
Из-за повышенной опасности, которое характерно для оружия массового поражения понятие «тяжкие последствия» закрепленное в ч.2 ст. 225 УК РФ фактически охватывает больший круг последствий, чем это же понятие, но предусмотренное ч.1 ст. 225 УК РФ. К нему помимо всех вышеперечисленных последствий относится также хищение оружия массового поражения либо материалов или оборудовании необходимых для его создания, использование похищенного оружия для совершения террористического акта, диверсии, насильственного захвата власти, причинение вреда здоровью многих лиц, радиоактивное и биологическое заражение или химическое отравление окружающей среды, наступление эпидемий и эпизоотий и т.д.
Субъективная сторона характеризуется только неосторожной формой вины. При наличии у виновного умысла в отношении указанных в ч.ч.1 и 2 ст. 225 УК РФ последствий, содеянное надлежит квалифицировать как пособничество в совершении соответствующих преступлений (например, по ст. 226 УК РФ «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»).
Субъект преступлений, предусмотренных ч.ч.1 и 2 ст. 225 УК РФ – специальный. Им может быть только лицо, на которое по должности, договору или специальному поручению возложена обязанность по охране предметов, предусмотренных в ч.ч.1 и 2 УК РФ.
Хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ).
Дополнительным объектом преступления, предусмотренного ст.226 УК РФявляются отношения собственности.
Объективная сторона данного преступления слагается из двух альтернативных деяний: 1) хищения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; 2) вымогательства указанных выше предметов.
В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств» от 12 марта 2002г. №5 указывается, что под оконченным хищением оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением лица присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом.
В судебной практике указано, что для квалификации содеянного как хищения необходимо установить, что предметы находились во владении юридического или физического лица (при этом неважно, было это владение законным или нет).
Так, по делу установлено, что семь авиационных пушек, хранившихся на складе войсковой части, в мае 1990 г. с разрешения командования вывезены со склада и «уничтожены» путем их затопления в водоеме, находящимся за территорией войсковой части. Состав караула не знал о наличии в водоеме пушек, затопленных свыше трех лет назад, не принимал их под охрану, а значит, и не нес ответственности за их сохранность. Таким образом, войсковая часть добровольно отказалась от принадлежавшей ей собственности, выбросив пушки в водоем, чем создала угрозу общественной безопасности, так как завладеть пушками могли как посторонние лица, так и военнослужащие этой части, что фактически и произошло.
Начальник складов И., зная, что в водоеме затоплены пушки, предложил своему брату, а также знакомому Л. похитить их с целью продажи, что они и сделали. Однако, так как пушки на момент завладения ими, фактически никому не принадлежали, то содеянное виновными надлежит квалифицировать не как хищение оружия, а как незаконное приобретение последнего.[24]
Уничтожение, оставление на месте преступления или возвращение назад похищенного оружия после его использования для совершения других противоправных действий либо в иных целях не является основанием для освобождения лица от ответственности за хищение оружия.
Уголовная ответственность по статье 226 УК РФ наступает в случаях хищения огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств как из государственных или иных предприятий или организаций, так и у отдельных граждан, владевших ими правомерно либо незаконно.
Хищение составных частей и деталей боеприпасов, содержащих взрывчатые вещества или взрывные устройства (запалы, детонаторы, взрыватели и т.д.), следует квалифицировать по статье 226 УК РФ как оконченное хищение взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Если лицо похитило непригодные к функциональному использованию огнестрельное оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, заблуждаясь относительно их качества и полагая, что они исправны, содеянное следует квалифицировать как покушение на хищение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.
Вымогательством оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств следует считать требование передачи указанных предметов или права на эти предметы под угрозой уничтожения или повреждения чужого имущества либо под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. От понятия вымогательства, содержащегося в ч. 1 ст. 163 УК РФ вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств отличается тем, что, не включает в основной состав преступления угрозу применения насилия, поскольку этот способ совершения преступления охватывается квалифицированным (п. «г» ч. 3 ст. 226 УК РФ) и особо квалифицированным (п. «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ) составами преступления, предусмотренными ст. 226 УК РФ.