д) предварительный сговор о создании банды.
Объективная сторона бандитизма заключается:
- в создании банды (ч. 1ст. 209 УК РФ);
- в руководстве бандой (ч. 1ст. 209 УК РФ);
- в участии в банде (ч. 2 ст. 209 УК РФ);
- в участи в совершаемых бандой нападениях (ч. 2 ст. 209 УК РФ);
Создание банды предполагает совершение любых действий, результатом которых стало образование организованной устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан либо организации. Они могут выражаться в сговоре, приискании соучастников, финансировании, приобретении оружия и т.п. Создание вооруженной банды является в соответствии с ч. 1 ст. 209 УК РФ оконченным составом преступления независимо от того, были ли совершены планировавшиеся ею преступления. При таком подходе судебной практики к моменту окончания создания банды, ряд ученых относит этот состав преступления к усеченным составам.
В тех случаях, когда активные действия лица, направленные на создание устойчивой вооруженной группы, в силу их своевременного пресечения правоохранительными органами либо по другим не зависящим от этого лица обстоятельствам не привели к возникновению банды, они должны быть квалифицированы как покушение на создание банды (п.7 ППВС РФ «О судебной практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17 января 1997г. №1).
Под руководством бандой понимается принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией преступной деятельности банды, так и с совершением ею конкретных нападений (п. 8 ППВС РФ от 17 января 1997г. №1). Следует отметить, что создать банду и руководить её может вовсе не обязательно одно и то же лицо (лица).
Участие в банде представляет собой не только непосредственное участие в совершаемых ею нападениях, но и выполнение членами банды иных активных действий, направленных на ее финансирование, обеспечение оружием, транспортом, подыскание объектов для нападения и т.п. (п. 9 ППВС РФ от 17 января 1997г. №1). Оконченным, участие в банде признается в тот момент, когда лицо, узнавшее о преступных намерениях банды, дало согласие на вступление в банду и выполнение отдельных поручений, подкрепив это конкретной практической деятельностью, а, не только выразив подтверждение своему решению.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 УК РФ как бандитизм должно квалифицироваться участие в совершаемом нападении и таких лиц, которые, не являясь членами банды, сознают, что принимают участие в преступлении, совершаемом бандой.
Действия лиц, не состоявших членами банды и не принимавших участия в совершенных ею нападениях, но оказавших содействие банде в ее преступной деятельности, следует квалифицировать по ст. 33 и соответствующей части ст. 209 УК РФ (п. 10 ППВС РФ от 17 января 1997г. №1). Если же лицо, постоянно содействует банде, то пособничество перерастает в участие в банде.
В судебной практике выработано правило и о том, что действия создателя банды, участвующего в её нападениях, охватывается диспозицией ч. 1 ст. 209 УК РФ, и дополнительной квалификации реально совершенных нападений по ч. 2 ст. 209 УК РФ не требуется по той причине, что «действиями осужденных охватывается также участие в ней и в бандитских нападениях[12]».
Особо следует отметить то, что ст. 209 УК РФ, устанавливающая ответственность за создание банды, руководство и участие в ней или в совершаемых ею нападениях, не предусматривает ответственность за совершение членами банды в процессе нападения преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений, в связи с чем в этих случаях следует руководствоваться положениями ст. 17 УК РФ, согласно которым при совокупности преступлений лицо несет ответственность за каждое преступление по соответствующей статье или части статьи УК РФ (п. 13 ППВС РФ от 17 января 1997г. №1). Бандитизм не предусматривает в качестве обязательного признака своего состава преступления каких-либо конкретных целей осуществляемых вооруженной бандой нападений. Это может быть не только непосредственное завладение имуществом, деньгами или иными ценностями гражданина либо организации, но и убийство, изнасилование, вымогательство, уничтожение либо повреждение чужого имущества и т.д.
Квалифицированный вид бандитизма предусмотрен в ч. 3 ст. 209 УК РФ и заключается в совершении бандитизма с использованием своего служебного положения. Под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.
Субъективная сторона бандитизма возможна только с прямым умыслом.
Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие различные преступления в составе банды, подлежат ответственности лишь за те конкретные преступления, ответственность за которые предусмотрена с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).
Организация преступного сообщества (ст. 210 УК РФ).
Из-за серьезной угрозы, которое представляет преступное сообщество (преступная организация) для безопасности и нормальной жизнедеятельности общества и государства борьба с ним является одной из приоритетных задач, стоящих перед правоохранительными органами. Для более эффективного противодействия этой наиболее опасной форме соучастия в уголовном законодательстве закреплена специальная норма, предусматривающая ответственность за создание преступного сообщества и (или) руководство им, а также за участие в преступном сообществе.
Согласно ч.5 ст. 35 УК РФ преступным сообществом (преступным сообществом) признается сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданное в тех же целях.
Преступное сообщество (организация) характеризуется следующими признаками:
- сплоченность (оценочный признак), как правило, включает в себя согласованный характер действий членов преступного сообщества; наличие у членов преступного сообщества общих целей и намерений; постоянное осуществление определенного вида преступной деятельности; направленность деятельности на незаконное извлечение доходов и получение сверхприбылей; распространение своего влияния на определенной территории; нейтрализация социального контроля (например, подкуп чиновников); сращивание с государственным аппаратом управления; наличие «общака», то есть финансовой базы формирующийся из взносов от преступной деятельности; поддержание и пропаганда преступных традиций и обычаев среди членов данной преступной организации; круговая порука; стремление к монополизации преступной деятельности;
- наличие специальной цели – совершения тяжких или особо тяжких преступлений (формальный признак);
- организованность устанавливается в случаях, если имеется: жесткая иерархическая система управления; строгая конспирация; беспрекословное подчинение преступным авторитетам; осуществление мер по сокрытию следов преступления; наличие схем по легализации «отмыванию» преступных доходов; тщательное планирование преступных акций; внутренняя дисциплина и т.д.; существование единых и жестких правил взаимоотношений и поведения («преступного кодекса правил») с санкциями за нарушение неписаного устава сообщества.
Отсутствие хотя бы одного из трех вышеперечисленных признаков исключает квалификацию по ст. 210 УК РФ.
Так, Судебной коллегией Верховного Суда РФ оставлен без изменения приговор Тамбовского областного суда в отношении Д.Б.и З. признанных виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 210, п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 158 УК РФ и С. Ч. Б. и К. осужденных по ч. 2 ст. 210 УК РФ и по п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 158 УК РФ.
Виновными лицами, длительное время (более двух лет) принимавшими участие в преступной деятельности, была разработана четкая система действий, направленных на хищение нефтепродуктов в крупном размере: существовала иерархическая структура, состоявшая из руководителей и исполнителей; всю группу была разделена на два структурных подразделения; существовала жесткая схема, согласно которой регулярно изготавливались очередные врезки в нефтепровод, изыскивались специальные транспортные средства и места сбыта похищенного, разрабатывались способы конспирации, в том числе от правоохранительных органов. С учетом этого преступная группа признана преступным сообществом, а содеянное квалифицировано как участие в преступном сообществе и совершение краж организованной группой и в крупном размере[13].Уголовное законодательство нигде не разграничивает понятия преступного сообщества и преступной организации. Между тем, в ст. 1 Рекомендательного законодательного акта «о борьбе с организованной преступностью[14]» принятого на восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ N 8-9 от 2 ноября 1996 г преступной организации и преступному сообществу даны разные определения, Так под преступной организацией понимается объединение лиц, либо организованных групп, либо банд для совместной преступной деятельности с распределением между участниками функций по: а) созданию преступной организации либо руководству ею; б) непосредственному совершению преступлений, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса; в) иным формам обеспечения создания и функционирования преступной организации, а под преступным сообществом - объединение организаторов, или руководителей, или других участников преступных организаций, или организованных групп, или банд, или иных лиц для совместной разработки либо реализации мер по координации, поддержанию, развитию преступной деятельности соответствующих формирований или лиц либо мер по созданию благоприятных условий для преступной деятельности занимающихся ею лиц, преступных формирований, а также по организации совершения тяжких преступлений в указанных целях. Иным образом эти понятия раскрываются в теории уголовного права. В науке считается, что преступная организация – это единая организационная структура, а преступное сообщество представляет собой объединение преступных организаций или организационных групп под единым руководством[15].