Смекни!
smekni.com

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (стр. 4 из 7)

Квалифицирующими признаками по п. "б" ч. 2 ст. 131 УК РФ также является совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

2) изнасилование, соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (п. "в" ч. 2 ст. 131 УК РФ), имеет место, когда налицо реальная возможность осуществления угрозы, когда угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью является средством воздействия на сознание и волю потерпевшей с целью добиться ее подчинения. Следует подчеркнуть, что в п. "в" ч. 2 ст. 131 УК РФ речь идет именно об угрозе причинением тяжкого вреда здоровью, а не о реальном его причинении. Как отмечалось, в случае умышленного причинения тяжкого вреда здоровью требуется квалификация по совокупности со ст. 111 УК РФ, а если тяжкий вред здоровью потерпевшей причинен по неосторожности — квалификация по п. "б" ч. 3 ст. 131 УК РФ.

Под угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью следует понимать не только прямые высказывания, которые выражали намерение немедленно применить физическое насилие к самой потерпевшей, ее детям, близким родственникам или другим лицам, но и такие угрожающие действия виновного, как демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож, бритва, топор и т.п.). При этом нет необходимости доказывать, имел ли виновный намерение осуществить угрозу. Подобные действия охватываются п. "в" ч. 2 ст. 131 и дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуют[8].

В случае если угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью была выражена виновным после совершения изнасилования, с той целью, чтобы потерпевшая никому не сообщила о случившемся, и у нее были основания опасаться такой угрозы, действия виновного при отсутствии других квалифицирующих обстоятельств необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 131 и по ст. 119 УК РФ по совокупности.

Пункт "в" ч. 2 ст. 131 УК РФ в качестве квалифицирующего признака предусматривает также совершение изнасилования с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам. Под этим следует понимать причинение физических или нравственных мучений и страданий. Особая жестокость может выражаться в издевательстве и глумлении над потерпевшей, истязании в процессе изнасилования, в причинении телесных повреждений, изнасиловании в присутствии родных или близких потерпевшей, а также в способе подавления сопротивления, вызывающем тяжелые физические либо нравственные мучения и страдания самой потерпевшей или других лиц. При квалификации таких действий по признаку особой жестокости необходимо устанавливать умысел виновного лица на причинение потерпевшим лицам особых мучений и страданий;

3) изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием (п. "г" ч. 2 ст. 131 УК РФ), может иметь место в случае, когда: а) виновный знал о наличии у него венерического заболевания, б) потерпевшая реально заболела; в) заражение произошло путем насильственного полового акта.

Последствием является заражение потерпевшей венерическим заболеванием (например, сифилисом, гонореей, мягким шанкром, паховым лимфогранулематозом). Отношение к последствию может быть как умышленным, так и неосторожным. Неосторожность возможна лишь в виде легкомыслия, поскольку лицо осознает, что больно венерической болезнью. Содеянное полностью охватывается п. "г" ч. 2 ст. 131 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 121 УК РФ;

4) изнасилование заведомо несовершеннолетней (п. "д" ч. 2 ст. 131 УК РФ) — это изнасилование потерпевшей в возрасте от 14 до 18 лет в том случае, когда виновный достоверно знал о несовершеннолетии потерпевшей. Заведомость означает, что виновному известен возраст потерпевшей (например, он является родственником, знакомым, соседом) или он осознает это обстоятельство исходя из таких признаков, как поведение, внешний вид, вещи, одежда. В тех случаях, когда виновный добросовестно заблуждался относительно возраста потерпевшей, так как он приближается к 18-летию или потерпевшая выглядит взрослее, это обстоятельство не может быть вменено. Таким образом, УК РФ 1996 г. (в отличие от УК РФ 1960 г.) в качестве квалифицирующего признака предусматривает не просто изнасилование несовершеннолетней или малолетней, а вводит в него указание на заведомость этих обстоятельств, т.е. переносит акцент в их определении из плоскости объективной в субъективную, с уровня судебного толкования — на уровень законодательного решения вопроса. В настоящее время вменение данного квалифицирующего признака возможно лишь при основанном на объективных обстоятельствах убеждении виновного о несовершеннолетии потерпевшей.

Часть 3 ст. 131 УК РФ предусматривает состав с особо отягчающими обстоятельствами:

- повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;

- повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей;

- повлекшее заражение ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия;

- совершенное в отношении лица, заведомо не достигшего 14-лет-него возраста.

Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшей может быть вызвано действиями как самого виновного (например, сдавливанием шеи при преодолении сопротивления), так и явиться следствием поведения самой потерпевшей, стремящейся избежать насилия. Так, Ф. был осужден по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 131 УК РФ за покушение на групповое изнасилование совместно с не установленными следствием лицами, повлекшее причинение по неосторожности смерти потерпевшей, которая, пытаясь спастись от неотвратимого группового изнасилования, влезла на окно декоративной решетки балкона, но упала на асфальт и разбилась насмерть[9]. Указанные последствия могут быть вменены виновному лишь в том случае, если имеется причинная связь между его действиями и наступившими последствиями. Содеянное охватывается ч. 3 ст. 131 УК РФ и не требует квалификации по совокупности, если отношение к последствиям в виде смерти или тяжкого вреда здоровью является неосторожным.

Изнасилование, повлекшее заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией, предполагает установление факта заражения этой болезнью. Отношение к последствию — заражению ВИЧ-инфекцией — может быть и преступным легкомыслием, и умыслом, так как их общественная опасность оценена законодателем одинаково, что отражено в установлении ответственности, как за умышленное, так и за неосторожное заражение ВИЧ-инфекцией в одной и той же статье УК РФ[10]. Содеянное охватывается п. "б" ч. 3 ст. 131 и не требует дополнительной квалификации по ст. 122 УК РФ. Указание на неосторожность в п. "б" ч. 3 ст. 131 УК РФ относится лишь к последствию в виде тяжкого вреда здоровью.

Заведомое поставление потерпевшей в опасность заражения ВИЧ-инфекцией, произошедшее в результате изнасилования, не является квалифицирующим признаком изнасилования и требует квалификации по совокупности ч. 1 ст. 131 УК РФ и ч. 1 ст. 122 УК РФ.

Под иными тяжкими последствиями следует понимать, например, самоубийство потерпевшей[11].

Ответственность за изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей 14 лет (п. "в" ч. 3 ст. 131 УК РФ), возможна в случае достоверного знания виновным возраста потерпевшей.

2.2 НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (ст.132 УК РФ)

Объективная сторона преступления заключается в мужеложстве, лесбиянстве или иных действиях сексуального характера с применением насилия или угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей). Закон устанавливает ответственность за насильственное мужеложство или лесбиянство или иные действия сексуального характера, т.е. реализацию полового влечения к лицам своего пола, а также за совершение иных действий сексуального характера, если они совершены с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей). То есть уголовная ответственность связывается с насильственным способом удовлетворения половой страсти или с использованием беспомощного состояния потерпевшего, а не с извращенностью или аморальностью способа ее удовлетворения. В случае добровольного согласия партнеров состав анализируемого преступления не образуется.

Введение в УК РФ данной нормы способствовало равной защите половой свободы и половой неприкосновенности мужчин и женщин, поскольку потерпевшими при совершении этого преступления могут быть лица обоих полов. Состав насильственных действий сексуального характера является общей нормой по отношению к составу изнасилования. К этому выводу приводит сопоставительный анализ этих норм, а также ст. 133 УК РФ, в которой устанавливается ответственность за понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера. Следовательно, половое сношение является видом действий сексуального характера, а изнасилование — видом насильственных действий сексуального характера.

Под мужеложством (мужским гомосексуализмом) понимают удовлетворение полового влечения между мужчинами путем введения полового члена активного партнера в анальное (заднепроходное) отверстие пассивного партнера. Другие формы гомосексуальных действий между мужчинами мужеложством не являются, а относятся к иным действиям сексуального характера. Потерпевшими при мужеложстве могут быть только мужчины.

Лесбиянство (женский гомосексуализм) представляет собой форму удовлетворения полового желания женщиной в отношении другой женщины посредством различных действий сексуального характера (имитирование полового акта, соприкосновение половых органов и других частей тела и т.п.). Потерпевшей при лесбиянстве может быть только женщина.