Орты i,j,k в качестве базиса неподвижного пространства являются векторами направлений и остаются неизменными константами в пределах своего пространства. Поэтому выражение скорости (19) в развернутом виде:
v( ) t = d r = i dx + jdy + k dz (22)dt dt dt dt
не требует дифференцирования этих ортов. Орты τ ,n,b в качестве базиса подвижного пространства в пределах своего подвижного пространства также являются константами, но в неподвижном пространстве они оказываются переменными векторами с неизменным единичным модулем. Поэтому выражение скорости (20) в развернутом виде:
d rm d d d
vm = = ( τ xm ) + ( n ym ) + ( b zm ) (23)dt dt dt dt
уже требует дифференцировать орты подвижного пространства по времени:
dτ dxm d n dym d b dzm
vm = xm + τ + ym + n + zm + b (24)dt dt dt dt dt dt
в пределах неподвижного пространства, поскольку подвижное пространство движется в неподвижном пространстве. То есть, нет нужды « синхронизировать» какие-либо « часы» потому, что время t оказывается единственным общим параметром неподвижного и подвижного пространств, который и обеспечивает сопоставимость этих пространств. С учетом известных формул Серре-Френе представляются очевидными равенства:
dτ = nK dl , d n = − ( τ K + bT)dl , d b = − bT dl (25) dt dt dt dt dt dtНа основании равенств (18) в такой же мере очевидными представляются равенства: dxm d r dτ dym d r d n dzm d r d b
= −τ − r , = − n − r , = − b − r (26) dt dt dt dt dt dt dt dt dtПодстановка равенств (25) и (26) в равенство (24) приводит к уравнению:
2 dτ dl 2 d n 2 dl 2 d b vm = −τ v− τ⋅ r
− b n r⋅ ⋅ T − n v n r− ⋅ + b r⋅ T − b v b r− ⋅ , dt dt dt dt dtкоторое далее приводится к виду:
2 2 2 dτ d n d n d b vm = − v( τ + n b+ ) − τ⋅ r
− n r⋅ − n r⋅ − b r⋅dt dt dt dt
Остается в полученное выражение подставить равенства (25):
2 2 2 dl dl dl 2 dl
vm = − v( τ + n b+ ) − τ⋅ ⋅ n r K
+ τ⋅ ⋅ n r K − n b r⋅ ⋅ T + b r⋅ T =dt dt dt dt
(27) 2 2 2 dl 2 2 2 2
= − v( τ + n b+ ) + rT
( b n b− ⋅ ) = − v( τ + n b+ ) = − vdt
Здесь опять учтена работа[1], а также очевидное равенство:
b2 = n b⋅ = 1
Полученное равенство (27), естественно, опять довольно сложным путем подтверждает установленное ранее простое равенство (21).
Эти неочевидные доказательства очевидных положений (3) и (21) выполнены под влиянием сомнений в знаменитой теории относительности, основанной на заблуждении о различных часах. Все дело в том, что физическая сущность времени не совпадает с его математической сущностью. Объективно время не существует. Объективно существует только последовательность неких физических состояний. Чтобы осмысленно ориентироваться в этой последовательности, Человек Разумный придумал способ неким счетным образом упорядочить в своем сознании эту последовательность, для чего придумал субъективную характеристику счета – время. Математика (в качестве субъективного средства отображения объективной реальности) формализовала эту характеристику в статусе универсального параметра tдля всех физических явлений в данной среде обитания. Таким образом, математическая сущность времени есть единая параметризация любых процессов. А физической сущности времени не существует. Но существует физическая сущность самих процессов, которой и адекватно понятие времени в части последовательности состояний в этих процессах. Необратимость времени является следствием необратимости последовательности состояний, а не причиной их. Поэтому у любых наблюдателей во Вселенной часы, если они исправны, всегда синхронизированы (точнее - когерентны). Когда « мысленный эксперимент» предполагает разные исправные часы у различных наблюдателей, он фактически по умолчанию помещает этих наблюдателей в различные несопоставимые Вселенные, из которых реально существует только одна. Так и превращается « мысленный эксперимент» в абсолютно немыслимый.
Пусть теперь в рассмотренном неподвижном пространстве, кроме первой подвижной точки, начинает двигаться вторая материальная точка, определяемая радиус-вектором r1:
r1( ) t = i x t1( ) + jy t1( ) + k z t1( ) , (28) скорость v1 которого равна его производной по времени:
d r1 v1 =
(29) dtЭто означает, что вдоль годографа этого второго радиус-вектора перемещается второе трехмерное подвижное пространство X1 m,Y1 m,Z1 m , в котором начало отсчета неподвижного пространства определено радиус-вектором
r1 m = τ 1xm + n1 1y m + b1 1z m (30)
Скорость v1 m этого радиус-вектора равна его производной по времени:
d r1 m v1 m =
(31) dtи теперь уже можно считать строго доказанным равенство: v1 m = − v1 (32)
Поскольку в геометрическом неподвижном пространстве одновременно движутся два различных геометрических подвижных пространства, например, A и B
(соответственно, для первого и второго), постольку уже можно говорить о скорости vA B/ первого подвижного пространства относительно второго подвижного пространства. Очевидно, что эта скорость определяется разностью: d
vA B/ = vm − v1 m = −( v) ( − − v1) =
( r r1− ) (33) dtНе менее очевидно, что скорость vB A/ второго пространства относительно первого равна:
d
vB A/ = − vA B/ =
( r r− 1) (34) dtСущественно, что подвижные пространства порождены соответствующими математическими точками, а это значит, что выражения (33) и (34) характеризуют одну и ту же абсолютную скорость одной математической точки относительно другой. Заметив, что разность R :
R = r− r1 (35)
представляет собой расстояние между этими точками, можно сделать общее утверждение (достаточно очевидное, кстати):
– абсолютная скорость одного объекта относительно другого всегда равна производной расстояния между этими объектами по времени.
Литература.
1. Океанов Е.Н. - О сугубо математических противоречиях.