Смекни!
smekni.com

Игровые элементы при обучении математике как средство привития интереса к предмету (стр. 7 из 11)

8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру. Превышение ее может при­вести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.

9. В процессе игры учащиеся должны математически гра­мотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть пра­вильной, четкой, краткой.

10. Игру нужно закончить на уроке, получить результат.
Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Виды игр на уроках математики:

Деловая игра

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применя­ются учебные деловые игры. Их отличительными свой­ствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуа­ций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила системы оценок хода и результатов игры.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение ее имитационной модели;

- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычисление необходимого для решения проблемы теоре­тического материала;

- разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы (рефлексия);

- оценка результатов работы.

Из опыта...

Некоторые примеры деловых (имитационных) игр

Дидактическая игра Тема урока
«Строитель» «Площади многоугольников»
«Конструктор» «Преобразование фигур на плоскости»
«Проектировщик» Решение задач с помощью движений (симметрия, параллельный перенос)
«Магазин» «Проценты», «Пропорция»
«Банкир» «Проценты»
«Почта» «Проценты»
«Путешествие» «Метод координат»

Ролевая игра

Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой. Спе­цифика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Уроки-ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные, направленные на имитацию определенно­го профессионального действия;

2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми раз­ными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т. д.

Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и эта­па анализа результатов игры.

На подготовительном этапе рассматриваются организаци­онные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экс­пертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.

Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомле­ние с заданиями; сбор материала, анализ его; изготовление на­глядных пособий, консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание пробле­мы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решение. Межгрупповой аспект: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по про­блеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирает­ся наиболее удачное решение.

При анализе результатов ролевой игры определяется сте­пень активности участников, уровень знаний и умений, выраба­тываются рекомендации по совершенствованию игры.

Из опыта...

Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыков хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счету, так и к урокам вообще. Для того чтобы возбудить интерес к счету, можно применить в различных вариантах следующие ролевые игры:

- игра «Рыбалка»;

- круговые примеры;

- «Кто быстрее»;

- «Найди ошибку»;

- «Недописанный пример»;

- «Закодированный ответ»;

- «Математическое домино»;

- «Игра в снежки (мячик)»;

- «Собери картинку»;

- «Эстафета».

Например.

Кто быстрее

Тема «Арифметические действия с положительными

и отрицательными числами»

Каждый школьник заготавливает табличку:

По команде учителя ученики ставят по одной точке в каж­ дом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить определенное (одно и то же) действие над числами, стоящими против точки. Уча­ щиеся записывают ответ в клеточке с точкой.

Через две-три минуты таблички возвращаются обратно, и школьники проверяют результаты вычислении друг друга.

Задание можно усложнить, если в крайних левых и верхних клетках поместить дробные числа или алгебраические поражения.

Игровые формы уроков

Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие форм уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр.

Из опыта...

Примеры игровых форм уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-кроссворд, урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», «Математический биат­лон», «Звездный час».

Игровые ситуации

В качестве вспомогательного средства для возбуждения по­знавательного интереса и создания проблемной ситуации можно применять игровые ситуации.

Из опыта...

Для создания игровых ситуаций используются исторические экскурсии, жизненные факты, занимательные задачи, научно

популярные рассказы, отрывки из литературных произведений и т. п. Игровые ситуации создаются в процессе выполнения прак­тических заданий. Например, «Теорема о сумме углов треуголь­ника и ее следствия» - предлагаю построить треугольники по трем сторонам 7, 2, 3; 4, 3, 7; 3, 2, 8. В процессе выполнения за­дания ребята убеждаются в невозможности такого построения и делают соответствующий вывод.

Ребята любят выступать в качестве историков, фокусников, экспертов, сказочных героев, экскурсоводов и т. п. Можно по­просить ребят подготовить заранее к уроку либо сообщение из истории математики, либо занимательную задачу, либо матема­тический фокус.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели в работе понятие познавательного интереса, условия и способы его формирования при обучении математике. В связи с этим можно сделать следующие выводи:

- Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.

- Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.

- Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

- Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.

- Выделяют также условия формирования познавательного интереса, а именно: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе.

- Познавательный интерес к математике формируется и развивается в процессе учения. Главная цель учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом. А успешно осуществлять данную цель можно на уроках математики.


В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, по вопросу использования математической игры на уроках математики для привития интереса к предмету. Так же в работе были рассмотрены виды математических игр, технология проведения игры, структура, и самая ее главная особенность – укрепление и развитие познавательного интереса.

Как из теоретической части, так и из практической следует, что математическая игра отличается от других форм работы по математике, тем, что может дополнять другие формы работы. А самое главное математическая игра дает возможность ученикам проявить себя, свои способности, проверить имеющиеся у них знания, приобрести новые знания, и все это в необычной занимательной форме. Систематическое использование игровых элементов на уроке математики влечет за собой формирование и развития интереса у учащихся к предмету.