Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только при доказанности виновности лица в совершении преступления. Если в ходе предварительного расследования следователь получает доказательства, достаточные для того, чтобы предъявить обвинение конкретному лицу, то у него возникает обязанность вынести постановление о привлечении этого лица в качестве обвиняемого. Однако на практике и в литературе существует и другая точка зрения, согласно которой наличие указанных доказательств лишь создает возможность для принятия решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, но выбор момента для принятия решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, момента для вынесения соответствующего постановления всецело основан на усмотрении следователя. Однако для такой позиции нет нормативной базы, так как в ст. 171 УПК сформулировано императивное предписание: «При наличии достаточных доказательств, дающих основание для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого». Искусственное затягивание с вынесением данного постановления порождает ущемление не только процессуальных, но и конституционных прав человека, при котором лицо, фактически находящееся в положении обвиняемого в совершении преступления, по воле следователя не обретает адекватного его реальному положению правового статуса. Более того, несвоевременное вынесение постановления косвенно ущемляет права и других участников уголовного судопроизводства. То есть такое положение законодателя предостерегает следователей от необоснованного привлечения лица в качестве обвиняемого, взывающего причинение ему морального, а нередко и материального вреда. Необоснованное привлечение лица к уголовной ответственности – это нередко следствие избрания следователем ошибочной версии, проявления односторонности в расследовании, неправильной оценки имеющихся доказательств.
Нами уже упоминалось, что для того, чтобы вынести постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, нужны основания, а именно: наличие достаточных доказательств, подтверждающих состав преступления, вменяемого конкретному лицу.
Однако в УПК не дано и не может быть дано понятия достаточности доказательств, подтверждающих состав преступления, вменяемый конкретному лицу. Это – оценочное понятие; вывод о наличии достаточных доказательств субъективен, его делает должностное лицо – следователь, в производстве которого находится данное уголовное дело. При этом он оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом. То есть это такая совокупность доказательств, которая формирует уверенность следователя в уголовно-правовой противоправности, общественной опасности доказываемого деяния, виновности и деликтоспособности (отсутствии уголовно-правовой неприкосновенности) лица, привлекаемого за его совершение.
Решению вопроса о наличии основания для уголовного преследования конкретного лица предшествует процесс доказывания, который производится по общим правилам, установленным для всего предварительного расследования. Вместе с тем это доказывание протекает в особых условиях, которые зависят от задач, решаемых на данном этапе расследования.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию при определении основания уголовного преследования, устанавливаются не произвольно, а с учетом требований ст. 73 УПК. К предмету доказывания по уголовному делу относятся:
1. событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
2. виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
3. обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
4. характер и размер вреда, причиненного преступлением;
5. обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
6. обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
7. обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК).
Собрав необходимые доказательства, следователь сопоставляет их с выдвинутыми предположениями, чтобы определить, совпадают ли с признаками подозреваемого те данные, в которых отразились соответствующие признаки преступника.
При этом доказывание фактических обстоятельств, свидетельствующих о совершении данным лицом преступления, должно производиться с одинаковой тщательностью, независимо от того, будет ли принято решение о привлечении лица к уголовной ответственности либо освобождении от нее.
То есть к моменту решения вопроса о наличии основания для предъявления обвинения должны быть выяснены обстоятельства:
1) свидетельствующие о том, что событие (деяние), послужившее основанием к возбуждению уголовного дела, действительно имело место;
2) подтверждающие совершение преступного деяния тем лицом, которому предъявляется обвинение;
3) устанавливающие соответствие деяния, совершенного привлекаемым к уголовной ответственности лицом, составу преступления, предусмотренному уголовным законом;
4) свидетельствующие об отсутствии данных, исключающих уголовную ответственность или освобождающих от нее.
Только если будут собраны доказательства, относящиеся к каждому из этих обстоятельств, привлечение к уголовной ответственности может быть признано законным и обоснованным.
Обвинение должно быть предъявлено не только обоснованно, но и своевременно. Как преждевременное, так и запоздалое предъявление обвинения влечет за собой нарушение прав лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и отрицательно отражается на результатах расследования по делу. Если при преждевременном предъявлении обвинения имеют место необоснованное привлечение лица в качестве обвиняемого, нарушение его конституционных прав, незаконное применение мер пресечения и других мер процессуального принуждения, то запоздалое привлечение лица в качестве обвиняемого влечет за собой нарушение процессуальных прав обвиняемого. Кроме того, только при своевременном предъявлении обвинения следователь в состоянии вовремя проверить все доводы обвиняемого о наличии оправдывающих или смягчающих его вину обстоятельств.
Итак, сущность привлечения лица в качестве обвиняемого заключается в том, что после принятия соответствующего решения впервые от имени государственного органа один из субъектов уголовного процесса именуется лицом, совершившим преступление. Он еще не обладает статусом субъекта, признанного государством виновным. Виновность определяется, констатируется и провозглашается только судом. Однако и на этом рубеже следователь обладает такой совокупностью доказательств, которая его (но еще не государство) убеждает в том, что преступление совершенно именно тем, кто привлекается в качестве обвиняемого.
Сущность решения (одноименных — постановления, этапа, деятельности и правового института) о привлечении лица в качестве обвиняемого в том, что оно является процессуальным выражением уголовной ответственности (обязанности претерпеть неблагоприятные последствия за совершенное преступление), существование которой выявлено следователем (дознавателем) и подтверждено определенной совокупностью доказательств.
Таким образом, привлечение в качестве обвиняемого — это урегулированная УПК деятельность лица, в производстве которого находится уголовное дело, по осуществлению совокупности строго следующих друг за другом процессуальных действий и констатации совершения преступления определенным лицом. Основанием для принятия данного решения является наличие достаточных данных, указывающих на причастность данного лица к совершению преступления.
Юридический смысл и значение рассматриваемого этапа стадии предварительного расследования состоит в том, что с привлечением лица в качестве обвиняемого осуществляется:
· становление в уголовном деле обвиняемого – участника уголовного судопроизводства, в отношении которого осуществляется предварительное следствие;
· формирование ключевого уголовно-процессуального отношения в стадии предварительного расследования между следователем и обвиняемым;
· констатация выводов следователя об уголовно-правовых отношениях, установленных, как он считает, к этому моменту;
· объявление лицу о грозящей уголовной ответственности;
· определение основного направления в дальнейшем расследовании, которое, в свою очередь, знаменует один из важных этапов уголовного преследования конкретного лица;
· расширение у следователя процессуальных ресурсов по части применения в отношении обвиняемого мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
· создание предпосылок для перехода в новую фазу процесса доказывания, вызванного расширением круга субъектов доказывания.
2 Процессуальный порядок предъявления обвинения и процессуальное оформление
Получение в ходе предварительного расследования доказательств, достаточных для того, чтобы конкретному лицу предъявить обвинение в совершении преступления, порождает у следователя обязанность вынести постановление о привлечении этого лица в качестве обвиняемого, а также предъявить обвинение, однако деятельность, направленная на привлечение лица в качестве обвиняемого, не сводится только лишь к указанным действиям. В теории и на практике выделяют несколько последовательных этапов производства данного процессуального действия, а именно:
· вынесение следователем постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;