Смекни!
smekni.com

Александр Мосолов и его фортепианная музыка (стр. 3 из 3)

Общий принцип построения состоит в направленности варьирования в две диаметрально противоположные стороны: в остинатность (почти что «невариационность») с открытым повторением неизменных элементов темы, и в производный контраст (когда вариация звучит как новая тема). Производных тем две - в Adagio. Molto rubato (мелодия взята от двух минорных секстаккордов ЦЭ - fis1 - ais1 - dis2 и g1 - h1 (- e2, с. 30) и в Presto affannato (с. 31; от «покачивания» двух аккордов в вариациях главной темы; гармонии 3-й темы - в звукоряде «полутон-тон»). Обе производные темы развиваются далее опять-таки, подобно главной теме, путем преобразований, а не традиционного фактурного варьирования.

Сгруппированы вариации по плану сонатной формы: экспозиция (до Meno mosso, с. 32), разработка (приводящая к громовому звучанию образов 1-й и 3-й тем, с. 34-35), реприза (от нетранспонированной 2-й темы: с. 35).

Пятая соната, op. 12, 1925, in D

Мосолов избегает инертности циклических контрастов и тогда, когда обращается к, казалось бы, вполне традиционному типу четырехчастной сонаты: Allegro - Lento - Scherzo (Presto) - Lento. Оригинальность замысла сонаты - в том, что беспокойная мысль автора прорывает предустановленные традиционные рамки жанров циклических частей: главная тема первого Allegro предваряется медленным «эпиграфом» и уходит в неподвижность Andante побочной; наоборот, в финальном Lento происходит прорыв в драматичное Allegro. Опасные для цельности цикла пересечения темпов и характеров компенсируются введением характеристического слоя содержания: II часть цикла - пьеса под авторским названием «Элегия», а в финале с беспросветно-мрачными гармониями на фоне бесконечного хроматического lamento басовых октав обнаруживаются «выходы» к простым песенным мелодиям, одна из которых - намек на «Dies irae» (Piu mosso, с. 57), две другие - цитаты народных мелодий: варианта русской народной игровой песни (Poco piu mosso, с. 57) и туркменской инструментальной (дутарной) мелодии «Бал-Саят»12 (Piu mosso, с. 59). Черты характеристической пьесы приданы и III части - Scherzo marciale (с двумя побочными темами - Furioso, с. 52 и Lentissimo, с. 54).

Три пьески, op. 23-a. Два танца, op. 23-b, 1927

Группа ярко образных миниатюр, наподобие прокофьевских «Мимолетностей» или «Афорризмов» Шостаковича. Яркость и разнообразие красок рояля усиливают художественное впечатление от пьес, отмеченных оригинальной изобретательностью музыкальной мысли. Так, 1-й из «Танцев» искрится капризно сменяющимися ритмическими и фактурными блестками в прозрачной ткани (курьезная запись - на одном нотоносце).

Туркменские ночи, 1928

Все три пьесы представляют собой обработки туркменских народных мелодий, вошедших в упомянутую книгу Успенского и Беляева о туркменской музыке (см. примечание 12), концертные произведения виртуозного плана, написанные со свойственным автору размахом мысли. Безыскусная народная ладовость мелодии составляет ядро полиструктурной ткани (полиладовость, полиаккордовость, полигармония), погружается в окутывающий ее сложноладовый, сонорный слой фактуры. Во 2-й и 3-й пьесах рояль отчасти изображает звучание народных инструментов. Прием, послуживший некогда одним из стимулов возникновения многоголосия, здесь, на высокой стадии развития гармонии, возникает вновь и служит изысканно «грубому» гармоническому эффекту.

В конце XX столетия нашему народу возвращаются многие забытые или некогда запрещенные ценности культуры, искусства первых десятилетий века. Фортепианные сочинения Мосолова займут свое место среди лучших достижений музыки 20-х годов.

Список литературы

1 Цит. по: Барсова И. А. Александр Мосолов: Двадцатые годы // СМ,1976, № 11, с. 78. : (назад)

2 В биографии и творческом пути Мосолова остается еще много неясного. Подробно о жизни и творчестве композитора см.: А. В. Мосолов. Статью и воспоминания. - М., 1986 (в дальнейшем: МСВ). : (назад)

3 Ответственный редактор журнала - Л. В. Шульгин, пролеткультовец, один из организаторов РАПМа (1923). : (назад)

4 Коваль М. Ленин в музыке // Пролетарский музыкант, 1930, № 1, с. 10. : (назад)

5 Барсова И. Из неопубликованного архива А. В. Мосолова // СМ, 1989, № 7, с. 90-91. : (назад)

6 См. в той же публикации И. Барсовой (СМ, 1989, № 8, с. 72). : (назад)

7 Там же, с. 70-72. : (назад)

8 См. статьи в сборнике МСВ. Там же - подробный перечень произведений Мосолова, с. 189-203. : (назад)

9 См. статью И. Барсовой «Раннее творчество Александра Мосолова (двадцатые годы)» (МСВ, с. 52, 55, 56, 73). : (назад)

10 Подробнее об индивидуализации («сериализации») гармонических структур см. в книге автора «Очерки современной гармонии». - М., 1974 (очерк «Индивидуализация тонально-гармонических структур»). : (назад)

11 См. упомянутую статью И. Барсовой в МСМ, с. 55-58. : (назад)

12 Мелодия позже опубликована в книге: Успенский В., Беляев В. Туркменская музыка. - М., 1928 (см. в статье И. Барсовой с. 60-61, 119). Возможно, мелодия была сообщена Мосолову Беляевым.