Смекни!
smekni.com

Музыкальный город Петербург (стр. 5 из 5)

[xxiii][2] См.: Глинка М. Записки. М., 1870.

[xxiv][3] «Creonte», Venezia, 1776; «Alcide», Venezia, 1778; «Quinto Fabio», Modena, 1778.

[xxv][4] Репертуар с 1700 по 1799 год в «История русской музыки» (под ред. Юрия Келдыша. М., 1983—1997. Т. 3. С. 375-400) наглядно показывает, что только в Петербурге российская музыкальная жизнь находилась на европейском уровне.

[xxvi][5] Так считают авторы «Истории русской музыки» и большинства советских работ по истории русской музыки.

[xxvii][6] Собрание русских простых песен с нотами. Переиздан В. Беляевым. М., 1953.

[xxviii][7] Львов Н. Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач. Переиздано В. Беляевым. М., 1955.

[xxix][8] Сборник русских народных песен (1866). Переиздан Е. Гиппиус. М., 1957.

[xxx][9] Сборник русских народных песен - 100 Chants Nationaux Russes. СПб., 1877; М., 1882.

[xxxi][10] Тогдашнее название нынешнего Мариинского театра. (Примеч. ред.)

[xxxii][11] Ср.: Глинка М. Записки. С. 263.

[xxxiii][12] Там же. С. 264.

[xxxiv][13] Термин «Могучая кучка» ввел в оборот Владимир Стасов на первом Славянском съезде в Петербурге в 1867 году. Им он обозначал композиторов, произведения которых исполнялись на праздничном концерте в рамках Съезда, то есть Глинку, Даргомыжского, Балакирева и Римского-Корсакова, но не включал сюда круг учеников Балакирева. Критик Герман Ларош в 1873 году в рецензии на оперу Цезаря Кюи «Вильям Ратклиф» полемически обозначил этим термином круг Балакирева. С этого момента название «Могучая кучка» становится почетным коллективным обозначением петербургских композиторов.

[xxxv][14] 60 000 золотых франков по: Вольф А.И. Хроника Петербургских театров, годовые обозрения русской и французской драматической сцены, оперы, балета: В 2 т. СПб., 1877, 1884. Т. 2. С. 118. 20 000 рублейпо: Ridenour R.C. Nationalism, Modernism and Personal Rivalry in Nineteenth-Century Russian Music. Ann Arbor, Michigan, 1981. P. 7. О том, чтобы этот указ был отменен, я нигде источников не нашла.

[xxxvi][15] Стасов В. Наша музыка за последние 25 лет // Стасов В. Статьи о музыке / Ред. В. Протопопов. М., 1974-1980. Т. 3. С. 143-197.

[xxxvii][16] Там же. С. 144.

[xxxviii][17] Там же. С. 148.

[xxxix][18] Там же. С. 149.

[xl][19] Петр Чайковский, который жил и преподавал в Москве, ставил свои оперы частью в Москве, а частью в Петербурге.

[xli][20] Одоевский В.Ф. Вагнер в Москве [1863] // Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956. С. 254-257.

[xlii][21] Римский-Корсаков Н.А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. М., 1955-1982. Т. 5. С. 421.

[xliii][22] Стасов В. Письма из чужих краев // Статьи о музыке. Т. 2. С. 203.