Е.Н. Львова писала: «...25 декабря 1833г., в день, в который празднуется изгнание французов из России, «Боже, Царя храни» было играно во всех залах Зимнего дворца, где были собраны войска. Ф.П. Львов без слез не мог слышать равнодушно это сочинение. А.Ф. Львов был тогда дома, он не мог решиться ехать во дворец в тот день, знав, что «Боже, Царя храни» играть и петь будут».(8)
На этот раз успех гимна превзошел все ожидания. Он действительно оказался пригодным и для церкви, и для войск, и для широкой публики, как и замышлял его композитор. После праздничного исполнения «Молитвы русских» граф А.Х. Бенкендорф отправил Львову записку с сообщением о том, что государь «восхищен» произведенным эффектом.(9) И почти сразу же последовал Именной указ императора о введении «Боже, Царя храни» с музыкой А. Львова в качестве официального гимна России. Николай I в знак признательности за прекрасное сочинение подарил А. Львову табакерку, инкрустированную брильянтами. Самый большой из драгоценных камней композитор пожертвовал для убранства ризы иконы Божьей Матери Всех Скорбящих в одноименной церкви. А в 1834 г. А. Львов в чине ротмистра был пожалован во флигель-адъютанты корпуса кавалергардов для несения придворной службы. Впоследствии А. Львов сменил отца на посту руководителя Придворной певческой капеллы. С большим успехом концертировал по Европе, показывая свои сочинения, в частности, оперы «Ундина», «Бьянки» и духовные песнопения. В конце его авторских концертов обычно с неизменным успехом исполнялся гимн «Боже, Царя храни»... Со временем А.Ф. Львов стал генералом и «Его Высокопревосходительством». В 1847 г. к фамильному гербу братьев Львовых был прибавлен девиз: «Боже, Царя храни». Каким же он получился, этот гимн? Каковы особенности его музыки?
Музыка Русского народного гимна А. Львова — это возвышенная молитва, проникновенная и смиренная. Своей умилительной торжественностью, спокойной умиротворенностью она напоминает калокагативность знаменного пения. Волнообразно-юбиляционная мелодия своим контуром вызывает зрительную ассоциацию с неторопливо колышущимся на ветру знаменем. Регулярная ритмика и хоральный склад фактуры придают гимну сходство с протестантским хоралом. Однако плагальные обороты в начале запева, преобладание субдоминант в тональном плане гимна, опора на побочную доминанту в конце запева, напоминающую параллельную переменность русской песни — все это свидетельства российского основания в музыкальном языке А. Львова.
Достоинством гимна А. Львова, которое отметили многие современники, оказалась его лаконичность: всего 16 тт. Гимн получился афористичный и легко запоминающийся, что способствовало его популярности не только в России, но и в Европе. Четкость музыкальной формы и преемственность словесного текста В. Жуковского, лишь незначительно сварьировавшего стихи, по сравнению с предыдущим «Боже, Царя храни», свидетельствовали о том, что к середине XIX в. в России сложился идеал государственного устройства. Он воплотился в чеканной словесной формуле: «Православие. Самодержавие. Народность». Поясняя в ней центральную роль российского самодержца, Митрополит Филарет писал: «Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле царя; по образу своего вседержительства — царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящегося, продолжающегося от века и до века — царя наследственного».
Подчеркивая мистическую основу власти государя — веру православную, В.А. Жуковский раскрыл в словах гимна диалектику концепции царской власти, которая сочетала в себе необходимость молитвы народа за государя («Боже, Царя храни») с долгом самого венценосца как Отца нации по отношению к своим подданным («Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю»).
После утверждения царем началась «большая жизнь» гимна «Боже, Царя храни» в России. Он подлежал исполнению на всех парадах и разводах караулов, при освящении знамени, на утренней и вечерней молитвах в армии, на встречах императорской четы войсками, во время принятия присяги, а также в гражданских учебных заведениях. Особое впечатление гимн производил, когда его играли на церемонии коронования: с фейерверком, пуском ракет, пушечным салютом и под праздничный благовест колоколов. При этом его начальные слова «Боже, Царя храни» высвечивались над портретом императора.
В 1883 г. грандиозное исполнение гимнов «Боже, Царя храни» и «Славься, наш Русский Царь» М. Глинки, состоялось во время празднеств по случаю коронования царя Александра III. Их пел десятитысячный хор с трибун, расположенных на всем протяжении между Спасской и Никольской башнями Кремля. Для исполнения гимнов были привлечены артисты всех театров и сводный детский хор, состоящий из воспитанников 120-ти училищ Москвы.
В том же 1883 г. П.И. Чайковский использовал цитату из «Боже, Царя храни» в знаменитой кантате «1812 год», посвященной открытию храма Христа Спасителя в Москве. В советское время кантата по политическим соображениям исполнялась без цитаты из гимна. Лишь в 90-е гг. ХХ в. в новой России первоначальный смысл произведения П.И. Чайковского был восстановлен, и гимн «Боже, Царя, храни» вновь зазвучал в ней.
В конце XIX в. начальные слова гимна постепенно стали официальным девизом России. «Царская песнь» звучала на открытии фабрик, заводов, ярмарок, выставок, во время церемоний освящения храма и др. Гимн пели при встречах государя на балах, во время его официального въезда в город, на больших застольях после здравиц в честь императора. В театре (возможно, по традиции, установленной после первого исполнения в «Большом») было принято петь «Боже, Царя храни» всей труппой и зрителями, которые вставали в момент появления государя в ложе. В ответ на приветственные возгласы «Ура» следовали ответные поклоны царя. Тот же ритуал соблюдался в конце спектакля.
В наше время гордых и страстных людей, привыкших ни во что не верить, кроме денег, может показаться странным благоговейное отношение лучших умов России к своему государю, запечатленное в гимне «Боже, Царя храни» и в церемониях его исполнения. Однако до середины XIX в. и даже позднее мы находим многочисленные свидетельства возвышенной любви русских людей к Богу и к Его воплощению на земле — Русскому Царю. Царь для них был хранителем веры православной и русской земли, защитником простых людей.
Люди становились на колени, снимали шапки и плакали от счастья при одном виде Императора. Они целовали сапоги, одежду и коня Александра I Благословенного во время его коронации. А.С. Пушкин, несмотря на масонское воспитание, также считал монархию своим идеалом, о чем свидетельствуют, в частности, его проникновенные стихи к первому гимну «Боже, Царя храни». Наблюдая отношение русских людей к Государю в 1895 г. жена американского посла в России госпожа Лонтрап отмечала «волнующее» впечатление от исполнения гимна и зрелища торжественного выхода Императора. «Я пришла к заключению, — пишет она, — что Их Величества были для россиян тем же, чем является солнце для всего мира... Я не рассчитываю, что вы поймете меня — это нужно увидеть и прочувствовать».(10)
Тем не менее со второй половины XIX в. отношение к царской власти стало постепенно изменяться. По мере отступления некоторых слоев общества от православия в стране начинали нарастать антимонархические настроения. 1 марта 1881 г. Россию потрясла страшная весть: террористы-народовольцы убили Царя-Освободителя Александра II.
По мере усиления негативных тенденций изменялось и отношение некоторой части просвещенной интеллигенции к Народному гимну «Боже, Царя храни». В моду входила критика и гимна, и его создателя. Распространялась прямая клевета по поводу деяний А. Львова. Выдающегося композитора-воина стали обвинять в «монархизме и поповщине», говорили, что гимн у него «не русский». Что «этот музыкальный генерал» якобы вытеснил и «изгнал М.И. Глинку» из Придворной певческой капеллы. К празднованию 50-летнего юбилея творческой деятельности А. Львова В. Стасов написал, что ни гимн, ни душа автора, оказывается, «не имеют ничего национального».(11) В революцию 1905 г. доморощенные «преобразователи» написали новые слова к гимну, радикально менявшие его содержание. После преамбулы «Боже, Царя храни» следовало: «Другом свободы царствуй на славу нам!» и другие нелепости. Но этим радикалы не ограничивались. В революционных кругах стало модно, вместо «Боже, Царя храни», петь «Марсельезу» и другие песни протеста. (И это 80 лет спустя после того, как Россия с таким трудом отстояла православные ценности в Отечественной войне против этой «Марсельезы»!)
В начале ХХ в., несмотря на негативное отношением в некоторых кругах, «Боже, Царя храни» оставался идеалом для многих православных патриотов России. В 1904 г. с пением этого гимна шли на подвиг моряки с легендарного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».
В начале Первой мировой войны в России на некоторое время произошел взрыв патриотизма. 20 июня 1914 г. весь народ, собравшийся на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, с плакатами «Боже, Царя храни» в руках, стоя на коленях, в едином порыве пел Народный гимн в честь императора Николая Александровича, вышедшего к народу на балкон Зимнего дворца. Пение гимна было выражением всеобщей поддержки нелегкого решения государя о вступлении России в войну. «Боже, Царя храни» играли и в момент отправки воинских эшелонов на фронт.
Гимн «Боже, Царя храни» просуществовал в России до февраля 1917 г., когда его вместе с черно-желто-белым флагом упразднила революция. В связи с отречением Государя (а позднее - и зверским убийством Николая Александровича и всей его семьи), с приходом к власти большевиков и радикальным социалистическим переустройством страны он утратил свое значение. В Белой армии он не исполнялся.
Список литературы
1. По-видимому, согласно пожеланию императора, новая музыка должна была быть ориентирована на существовавший текст гимна В. А. Жуковского «Боже, Царя храни».
2. Львова Е.Н. Из записок Е.Н. Львовой // Русская старина. 1880. Т. 27. № 3-4. С. 644.
3. Берс А.А. Алексей Федорович Львов как музыкант и композитор. СПб, 1900, С. 22. Добавим, что по этюдам и каприсам А. Львова до сих пор обучаются студенты-скрипачи в Московской Консерватории.
4. Фраза государя о том, что ему якобы «скучно» слушать в качестве российского гимна английскую музыку, по-видимому, отражала охлаждение в отношениях России и Англии.
5. Львов А.Ф. Записки А.Ф. Львова. // Русский архив. 1884. Кн. 2 № 4, С. 241.
6. Львова Е.Н. Цитируемое издание. С. 639.
7. Газета «Молва от 12 декабря 1833 г., № 448. С. 581-591.// Соболева Н., Артамонов В. Символы России. М., Панорама, 1993. С. 146-170 (?)
8. Указ. соч. Е.Н. Львовой. С. 639-640.
9. Там же. С. 640.
10. Gautier, Theophile, voyage en Russie. Paris. Hachette, 1961. // МассиС. ЗемляЖар-птицы. Лики России. Сатисъ, СПб, 2000. С. 294.
11. Стасов В. Статьи о музыке. М., 1977. Вып. 3. С. 143.