Правомерные действия выражаются в поведении людей, соответствующем правовым требованиям и дозволениям. В зависимости от целевой направленности воли людей, совершающих данные действия, от их намерений вызывать своими действиями наступление юридических последствий или не вызывать правомерные действия, в свою очередь, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.
Основной отличительной особенностью юридических актов как правомерных действий является то, что они совершаются, чтобы породить определенные юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер. Таковы, например, акты исполнительных органов государственной власти, акты администрации предприятия или учреждения, судебные решения и определения. Многие же юридические акты не имеют властного характера. Эти акты называют сделками. Таковы гражданско-правовые сделки купли-продажи, найма, дарения и др.
Юридические поступки - действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.
Неправомерные действия - это действия, не согласующиеся с требованиями правовых норм, нарушающие правовые веления. В зависимости от степени общественной опасности, причиненного Данными действиями вреда, а также вины лица, причинившего пред, неправомерные действия как юридические факты подразделяются на преступления (уголовные правонарушения), административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения (деликты).
Совершение неправомерных действий влечет за собой появление уголовно-процессуальных, гражданско-процессуальных, административно-процессуальных и иных охранительных правоотношений. Еще Е.Н. Трубецкой обмечал, что неправомерные действия», правонарушения «создают ряд новых прав» - притязаний со стороны лица, чье право было нарушено. Это лицо может требовать восстановления нарушенного права, вознаграждения за причиненные убытки, наказания виновного.
События как юридические факты не зависят от воли человека, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений, соответственно субъективных Прав и юридических обязанностей.
Не все происходящие в природе и в обществе события могут рассматриваться в качестве юридических фактов, а только те, которые в той или иной мере оказывают влияние на общественную жизнь и существующие в обществе отношения. Например, такие стихийные бедствия, как наводнения или землетрясения, влекут за собой возникновение многочисленных правоотношений не сами по себе, в силу своего происхождения, а лишь в результате того, что они служат непосредственной причиной ранения или гибели людей, разрушения или порчи застрахованного имущества, разрушения зданий и т.д.
Юридическими фактами - событиями могут быть рождение, болезнь или смерть человека, пожары, эпидемии и все другие не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
В дореволюционной юридической литературе России предпринимались попытки классифицировать события по аналогии с действиями, по признаку отношения к ним правовых норм на правомерные и неправомерные.
Н.М. Коркунов различал даже в связи с этим четыре категории юридических фактов: правомерные действия; правомерные события; неправомерные действия и неправомерные события. Правда, при этом он оговаривался, что такая классификация юридических фактов представляет собой «некоторые неудобства». Оговорка оказалась не лишней, поскольку трудно себе представить, чтобы нормы права, указывая на события, влекущие за собой юридические последствия, способны были бы как-то выделять их по тому или иному признаку. Не могут они и давать оценку этим стихийным по своему характеру явлениям по признаку правомерности или неправомерности. Не случайно данный подход к классификации событий - юридических фактов в современной литературе не разделяется.
Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений нередко требуются в качестве основания не отдельные юридические факты, а их совокупность, целая система. Это отражает сложность и многообразие существующих в обществе отношений. В подобных случаях говорят не о конкретных юридических фактах, а о сложном фактическом составе. Как и отдельные юридические факты, он не существует сам по себе, а предусматривается нормами. Подобно отдельным юридическим фактам, он влечет за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Иными словами, является основанием для наступления юридических последствий.
Фактический состав может определяться тем или иным нормативно-правовым актом конкретно или характеризоваться лишь общими признаками. Примерок конкретной характеристики фактического состава может служить основание для получения пенсии по возрасту. В законе предусматривается не только весь фактический состав в целом как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений, но и его составные части - элементы. Здесь требуется не один, а несколько конкретных юридических фактов - оснований. Среди них: достижение определенного законом возраста, трудовой стаж, решение самого лица выйти на пенсию, оформленное в виде письменного заявления, решение компетентного органа о назначении пенсии.
Примером того, что юридический состав может обозначаться в праве и с помощью общих признаков, служат, в частности, оснований для расторжения брака по российскому законодательству, каковыми являются фактический распад семьи, а также мнение суда о том, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. Брак считается расторгнутым лишь после регистрации развода в книге регистрации актов гражданского состояния.
1. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 2002.
2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 2003.
3. Комаров С.А Общая теория государства и права. М., 2000.
4. Кулапов А.Д. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987.
5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2005.
6. Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987.
7. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003.
8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М, 2004. Гл. 15.