Уроки Станислава Генриховича бывали разные по содержанию, направленности, настроению, но неизменно прекрасным оставалось звучание рояля под пальцами профессора. Его игру на уроке никак нельзя было назвать педагогическим показом: в течение всего рабочего дня перед тобой играл «без билета» изумительный пианист Станислав Нейгауз, демонстрируя и своё искусство и первозданность нейгаузовской школы.
Учиться у Станислава Генриховича, скажем прямо, было нелегко. Его максимализм, собственное слышание «идеала», нежелание считаться с «душевными капризами» и настроениями ученика, порождали иногда «нелёгкую» форму урока. Он мог останавливать ученика на каждой ноте «по тысяче раз», желая сразу же добиться законченного результата. Такие уроки в обоюдном напряжении продолжались не один чес, и нередко в атмосфере 29-го класса начинали «сверкать молнии», разражавшиеся в «грозы» и «ураганы». Совершенно «ошарашенный» ученик иногда «выползал» из класса в полной растерянности и невменяемости. Не все выдерживали, особенно те, кто больше любил и жалел себя...
Но те, кто по-настоящему любил музыку, умели после таких уроков прийти в себя, вспомнить и систематизировать все требования профессора, «засучив рукава» сесть за рояль, – и вот тогда наступало осознание мудрости, значительности этих требований, и возникало чувство несоизмеримой благодарности к своему Учителю.
Режиссёрский метод Станислава Нейгауза требовал не только первоклассного вкуса и эрудиции, но и колоссального педагогического труда. Этот метод обусловливает работу с учеником буквально над каждым звуком, будь то миниатюра Скрябина или Соната Листа. Иначе Станислав Генрихович работать не мог, не хотел, и никогда иначе не работал.
Личность С. Нейгауза действовала на учеников неотразимо. Его доброта и принципиальность, преданность делу и бескорыстие, презрение к низкопоклонству и лицемерию – служили этическим образом для учеников, формировали их жизненные принципы.
Дом С. Г. Нейгауза в Переделкино всегда был открыт для учеников, становившихся его единомышленниками. Очарование природы Подмосковья, стихи, музыка, живопись, знаменитые гости и друзья хозяина – всё это составляло непередаваемую поэзию переделкинского дома. Ученику предоставлялась возможность «прикоснуться» к местам, где жил и творил Борис Пастернак, где проводили время писатели, художники, музыканты, артисты, чьи имена составили славу и гордость русской культуры. Надо ли говорить, как воздействовала на молодого человека эта атмосфера высшей духовности и внутренней человеческой красоты!
...Станислав Генрихович Нейгауз внёс значительный вклад в советскую музыкальную педагогику. Изучение его педагогических принципов всегда будет помогать музыканту повышать нравственные и профессиональные критерии в его благородном труде.
Примечания
1. Самостоятельный класс в Московской консерватории Станислав Генрихович вёл с 1964 г., до этого работал ассистентом у Г. Г. Нейгауза.
2. Ученики С. Г. Нейгауза работают во многих музыкальных заведениях нашей страны и за рубежом. Последние годы жизни он регулярно проводил международные педагогические семинары в Вене и Риме.
3. Вспомним здесь, например, «Амаркорд» Феллини, искусство Вана Клиберна, «Месяц в деревне» в постановке Эфроса, «Траву забвения» и «Святой колодец» Валентина Катаева, «Неоконченную пьесу для механического пианино» режиссёра Никиты Михалкова и т.д.
4. Стремление к правдивости, простоте, откровенности и искренности роднит Г. Г. Нейгауза и его школу с лучшими традициями русского искусства. Многие, наверное, помнят, как замечательно сказал об этих чертах русской литературы Мериме, которого процитировал И. Тургенев в своей знаменитой речи на открытии памятника Пушкину в Москве: «Ваша поэзия ищет, прежде всего, правды, а красота потом является сама собой» (цит. по 8, с. 250).
5. С. Г. Нейгаузу – интерпретатору автор посвятил отдельную статью: «Шопен. Соната си минор и её трактовка в классе Станислава Нейгауза».
6. Подробнее о личностном аспекте в исполнении речь пойдёт позже. Пока справедливости ради добавлю, что Станислав Генрихович разрешал и поощрял яркую «интуитивную» игру в период ознакомления с произведением на первом уроке. Но со второго занятия уже начинался кропотливый труд.
7. Отношение Станислава Генриховича к тонкостям фактуры характеризует следующий эпизод: поступив в аспирантуру Московской консерватории и попросившись в класс к С. Г. Нейгаузу, автор этих строк сыграл ему для знакомства Симфонические этюды Шумана. В целом отозвавшись об исполнении положительно, далее Станислав Генрихович заявил следующее: «... если бы Вы играли даже во много раз ярче и техничнее, но в теме мелодия при этом «утонула» в гармониях, то в класс бы ко мне не попали. Такая игра для меня значит незнание музыки и свойств рояля».
Список литературы
1.Л. Гаккель. Идущие в мастера. – В ж. Советская музыка, 1983, № 4.
2.Д. Житомирский. Генрих Нейгауз. – В кн. Д. Житомирский. Избранные статьи. М., 1981.
3.Б. Маранц. Нейгауз-педагог. – В ж. Музыкальная жизнь, 1963, № 8
4.В. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, беседы. Часть I. М., 1968.
5.Н. Мясковский. Н. К. Метнер. Впечатления от его творческого облика. – В кн. Н. К. Метнер. Воспоминания, статьи, материалы. М., 1981.
6.Г. Нейгауз. Размышления, воспоминания, дневники. М., 1975.
7.С. Нейгауз. О Святославе Рихтере. Статья в газете фортепианного факультета Московской консерватории.
8.А. Пистунова. Книга книг. М., 1983.
9.К. Рудницкий. Мейерхольд. М., 1981.
10.М. Туровская-Бабанова. Легенда и биография. М., 1981.