Смекни!
smekni.com

Двухчастная соната: век восемнадцатый (стр. 3 из 3)

Что же касается Бетховена, то он проявил в этом отношении большее разнообразие. В середине 1790-х годов им было написано как минимум три двухчастные сонаты. Две из них (g-moll и G-dur) хорошо известны как т.н. «легкие сонаты» для фортепиано op. 49, а еще одна (D-dur, op.6) предназначена для клавесина или фортепиано в 4 руки. В отличие от «классических» трехчастных сонат самого же Бетховена эти сочинения не столь масштабны, менее сложны в композиционном отношении и действительно близки как итальянским сонатам второй половины XVIII века, так и двухчастным сонатам Гайдна.

Йозеф Гайдн также сочинял двухчастные клавирные сонаты

Что же касается более поздних, созданных уже в начале XIX столетия бетховенских сонат для фортепиано, которые состоят всего лишь из двух частей, то в них, конечно же, можно усмотреть определенную связь со старой традицией, хотя она и не столь заметна. При этом в сонате F-durop. 54 композитор изменил привычный порядок последования частей: явно жанровая часть (Tempod’unMinuetto) оказывается не на привычном втором, а на первом месте. В другом случае – в сонате Fis-dur, op. 78 – первая часть оказывается «осложнена» кратким медленным вступлением (Adagiocantabile). Правда и здесь при желании можно найти определенную параллель с сонатами итальянских мастеров предшествующего столетия. Так, к примеру, двухчастные сонаты с медленным вступлением к первой части можно найти в творчестве Фернандо Рутини[11].

Следующая двухчастная соната Бетховена (e-moll, op.90) , была впервые опубликована в 1815 году. По своему стилю она уже далеко отошла от «галантных» двухчастных сонат прошлого. Однако весьма показательно, что в ней Бетховен использует нередко применявшийся в прежнюю эпоху ладо-тональный контраст между частями: e-moll – E-dur[12].

Контраст этот будет присутствовать и в последней по времени создания двухчастной сонате Бетховена (ор. 111). Казалось бы, в этом произведении и вовсе нет ничего общего с музыкой XVIII века. Однако анализ позволяет обнаружить в первой части бетховенской сонаты – в противопоставлении величественного медленного вступления с выразительными пунктированными ритмическими фигурами и последующей быстрой, динамичной главной темы, начинающейся одноголосно, на подобие фуги, – отголоски жанра французской увертюры. А медленная Arietta, завершающая всю сонату, так же, как ни странно, имеет отдаленные прототипы в итальянских клавирных сонатах предшествующего столетия. С одной стороны, можно привести пример двухчастной сонаты, завершающейся арией[13]. А с другой, – упомянуть о финалах двухчастных сонат, написанных в виде менуэта с вариациями[14]. Это представляется немаловажным, учитывая, что форма бетховенской ариетты тоже вариационная, а метро-ритмический облик ее темы обнаруживает характерные черты менуэта.

Но, как бы то ни было, после Бетховена двухчастные сонаты ушли из активной композиторской практики. И, конечно же, не случайно. Ведь наступавшая романтическая эпоха настоятельно требовала от авторов в значительно большей мере проявлять в своем творчестве индивидуальное, субъективное начало. Откровенно «объективный» характер двухчастных сонат XVIII века этому никак не соответствовал. К тому же этим сонатам, преимущественно развлекательным по своему предназначению и никогда не претендовавшим на глубокомысленность, были явно «противопоказаны» медленные части, крайне необходимые в романтических циклах. Новая эстетика порождала новые формы, и сложившаяся еще в эпоху барокко традиция создания двухчастных сонат уже не отвечала этим запросам. И вскоре о ней забыли. Да так прочно, что сегодня фактически приходится открывать ее заново.

Список литературы

1 Итальянская клавирная музыка: [Для ф.-п.]. Вып. 1–6. – М.: Музыка, 1968–1978.

2 См.: Бочаров Ю.С. Увертюра в эпоху барокко: Дисс. … доктора искусств. – М., 2000.

3 Как ни странно, в книге о полифонии барокко и классицизма из известной серии «История полифонии», о творчестве Альбрехтсбергера не говорится вовсе, в то время как рассказывается о музыке некоторых композиторов, не оставивших существенного следа в истории музыки, – например, И.Л. Кребса или Й.Сегера (см.: История полифонии. Вып. 3: Западноевропейская музыка XVII – первой четверти XIX в. / Вл.Протопопов. – М: Музыка, 1983).

[4] Clasici della musica italiana. Raccolta nazionale diretta da Gabriele d’Annunzio. Milano, 1920–1921.

[5]Например, в Balleto Terzo B-dur (Grave – Sarabande).

[6]См., например, инструментальноевступлениеккантатеГ.Ф. Генделя«Любовныйпоединок» (Il Duello amoroso, HWV 82) илижеувертюрыкоперамА. Кальдара «ИфигениявАвлиде» (Ifigenie in Aulide, 1718) и «СципионвИспании» (Scipione nelle Spagne, 1722).

[7] Слова studio и divetimento в данном случае использованы отнюдь не в значении «этюд» и «дивертисмент» (как может сначала показаться). Studio в данном контексте скорее означает «ученую» пьесу, достойную стать предметом тщательного изучения, а divertimento (букв. «развлечение», «забава») – пьесу более облегченную по характеру.

[8] См., например, опубликованные соответственно в 22 и 29 сборниках из серии «Классики итальянской музыки» сонату c-moll Д. Парадизи (ParadisiD. SonateperpianoforteacuradiG. BenvenutieD. Cipollini. – Milano, 1920) или же сонату e-mollДж.Б. Серини (SandoniP.G. eSeriniG. ComposizioneperpianoforteacuradiBalillaPratella. – Milano, 1921). Применительно к последнему примеру заметим, что автором этой сонаты, написанной в т.н. галантном стиле, очевидно, является Джованни Баттиста Серини (? 1715–1765), а никак не малоизвестный композитор XVII века Джузеппе Серини, как ошибочно указано в упомянутом итальянском сборнике.

[9]См.: Paradisi D. Sonate per pianoforte a cura di G. Benvenuti e D. Cipollini. – Milano, 1920 (Classici della Musica italiana. Raccolta Nazionale diretta da Gabriele d’Annunzio, № 22).

[10]См.: Итальянскаяклавирнаямузыка: [Дляф.-п.] / Ред.-сост. О. Брыкова и А. Парсаданова. Вып. 6. – М.: Музыка, 1978. – С. 42–47.

[11] См. его сонаты A-dur и C-durиз ор. 1, опубликованные в 1784 году.

[12] Напомним, что ранее Бетховен подобным же образом поступил в двухчастной сонате ор. 49 № 1 (контраст g-moll – G-dur).

[13]См. сонату E-dur, опубликованнуювсборнике Paradisi D. Sonate per pianoforte a cura di G. Benvenuti e D. Cipollini. – Milano, 1920 (Classici della Musica italiana. RaccoltaNazionaledirettadaGabrieled’Annunzio, № 22).

[14] См., например, опубликованные соответственно в 29 и 33 сборниках из серии «Классики итальянской музыки» сонату F-dur Дж. Сандони (Sandoni P.G. e Serini G. Composizione per pianoforte a cura di Balilla Pratella. – Milano, 1921) исонату A-dur Ф. Туррини (Turrini F. Sonate trascritte per pianoforte a cura di Carlo Pedron. – Milano, 1921).