Смекни!
smekni.com

Реквием Моцарта (стр. 5 из 6)

В частности, все лица, принимавшие определенное участие в последние месяцы жизни и его похоронах, имели непосредственное отношение к императорскому двору. Так, при рассмотрении версии отравления великого композитора ртутью, можно с определенностью сказать, что сам яд мог поступать либо от графа Вальзегга цу Штуппаха, или от барона ван Свитена. Кто из них непосредственно поставлял яд, сказать сейчас довольно сложно. Но примечательно то, что Идрия (Краин), где добывалась ртуть, входила во владения графа Вальзегга, в то время как Ван Свитен являлся, сыном лейб-медика императрицы Марии Терезии, который первым стал применять сублимат ртути для лечения сифилиса. Хотя медицинские познания ван Свитена - младшего, как установлено по источникам, не были столь обширны, как у его отца, тем не менее, нельзя исключать, что императорская семья могла ему поручать особые задания, в частности, изготовление ядов из ртути для устранения особо опасных противников. Роль же графа Вальзегга, видимо, сводилась лишь к поставке императорскому дому необходимого количества ртути для этой цели, хотя, нельзя исключать, что он мог быть и ключевой фигурой в этой цепи заговорщиков.

Подмешивать же в пищу Моцарта яд имел непосредственную возможность только один из участников заговора - Ксевар Франц Зюсмайр, ученик Моцарта и Сальери. На эту мысль о непосредственном исполнителе отравления музыкального гения наводит тот факт, что после смерти В.А.Моцарта Зюсмайр был так облагодетельствован самим императором, что сразу получил звание придворного капельмейстера, которого Моцарт добивался ни одни год своей творческой жизни. Это, согласятся многие, слишком ух щедрая награда для, никому доселе неизвестного, ученика Моцарта и Сальери. Такие почести Зюсмайру, несомненно, могли быть оказаны императором только за особые заслуги перед ним. Роль же Сальери, придворного композитора и капельмейстера в этом заговоре состояла лишь в интригах против своего соперника.

Таким образом, выстраивается последовательная цепочка исполнителей смертного приговора, вынесенного В.А. Моцарту непосредственно императором Австрии Леопольдом II, ведущая прямо в императорский дом.

Естественно, это пока только версия, рабочая гипотеза: неопровержимых доказательств на сей счет до сих пор не существует. И все же, что касается смерти В.А. Моцарта, его окружения и их роли в дальнейшем развитии событий, предшествовавших его кончине, то бесспорно данная гипотеза позволяет обрисовать новую перспективу видений тех далеких от нас исторических событий.

В аспекте новой версии о гибели В.А. Моцарта остается лишь выяснить вопрос касающийся основной темы исследования: какое отношение к заговору против В.А. Моцарта имела поминальная месса, вошедшая в истории музыкальной культуры под названием "Реквием"? Является ли этот ритуальный заказ составной частью плана по устранению "бога музыки", или же он представляется всего лишь случайным стечением обстоятельств, никоим образом не связанных с заговором?

Кроме того, необходимо выяснить, почему возникло столько таинственности вокруг этого последнего сочинения музыкального гения?!

Хорошо известно, что сразу же после смерти Моцарта были предприняты отчаянные попытки скрыть от общественности даже сам факт написания этого сочинения, хотя сделать это уже было невозможно, поскольку еще при жизни великого композитора работа его над "Реквиемом" стала достоянием гласности широкого круга его друзей и знакомых. Если предположить, что ритуальный заказ являлся составной частью плана по устранению Моцарта, то здесь мы сталкиваемся с другим, не менее сложным вопросом: с какой целью был сделан Моцарту данный заказ? Какой смысл вкладывался заговорщиками в данный "Реквием"? Для психологического воздействия на получившего уже яд ставшего опасным масона, по-прежнему представлявшего для императорского двора угрозу как политического и общественного деятеля, каковым стал к тому времени В.А. Моцарт? Но такая версия совершенно не вписывается в общую картину "тихого" убийства музыкального гения, каким представлял собой медленно действующий яд? Слишком большой резонанс в Европе произвела Французская революция 1789 года, чтобы власти Австрии могли прибегнуть к столь изощренным методам расправы со своими противниками. Моцарт должен был уйти из жизни тихо и незаметно.

Это подтверждает весь дальнейший ход событий - уничтожение всех улик, которые могли пролить свет на совершенное преступление: тихие похороны, частичное или полное сокрытие многих его сочинений, документов, писем и, наконец, уничтожение самих свидетелей - участников заговора против Моцарта. Все предпринималось для того, чтобы скрыть страшную тайну преступления XVIII столетия и даже сам факт написания поминальной мессы. Поэтому, скорее всего, прав был Моцарт, предчувствуя, что с заказчиком "Реквиема" были связаны обстоятельства особого рода. Что же это за обстоятельства? Чтобы ответить на этот весьма нелегкий вопрос, прежде всего необходимо будет выяснить, кто мог быть заказчиком поминальной мессы? Несомненно, именно здесь лежит ключ к пониманию ряда событий, которые предшествовали трагической смерти величайшего композитора той отдаленнейшей от нас эпохи, в которую пришлось жить и трудиться музыкальному гению.

Высказывается предположение, что таинственным заказчиком поминальной мессы был граф Вальзегг цу Штуппах, ибо в "сером посланце", оказавшим столь сильное впечатление на В.А. Моцарта, современники легко узнавали слугу графа - Антона Лайтгеба, который, впрочем, также скончался при весьма загадочных обстоятельствах. Как гласят легенды, граф фон Вальзегг цу Штупах был отличным флейтистом. Он держал прекрасный оркестр. Но у него была слабость: он мечтал прослыть композитором, хотя сам ленился сочинять. Поэтому он предпочитал тайно заказывать музыку хорошим композиторам. У него незадолго до этого случая умерла жена, и граф, по свидетельству барона Готфрида ван Свитена, пожелал сочинить Реквием по случаю ее кончины. "Это достойная мысль, граф, - откликнулся на его желание барон. - Я с нетерпением буду ждать вашего сочинения. В церковной музыке мало кто может с вами соперничать... Ну, разве что... Моцарт". По его взгляду барон понял, что граф одобрил его совет. Якобы а это время вошел его служащий, господин Лайтгеб. Он обычно выполнял подобные деликатные поручения. Длинный как жердь и худой как смерть, он вечно ходил в серой одежде. Они легко представили, что может случиться, когда слуга Лайтгеб явится к впечатлительному Моцарту и закажет ему Реквием. И они, как вспоминает барон ван Свитен, не ошиблись.

Можно ли верить барону ван Свитену? Ответить на этот вопрос утвердительно довольно сложно. Биографии, как барона ван Свитена, так и графа Вальзегга цу Штуппаха, совершенно не изучены, их наследию вовсе не уделено внимания. Но несомненно одно: именно здесь находится ключ к построению стройной и законченной биографии В. А. Моцарта, поскольку они оба сыграли определенную роль, если не главную, как участники заговора против "бога музыки", и, несомненно, как исполнители чужой воли.

Поразительно, но граф Вальзегг, который сначала, якобы из тщеславия, выдал "Реквием" Моцарта за собственное сочинение, позже по своей же инициативе нарушил молчание. 14 декабря 1793 года он сам дал разрешение на публичное исполнение "Реквиема" с указанием в афишах подлинного автора этой поминальной мессы.

Однако, эта версия не вписывается в общую картину отравления - заговора императорского двора против музыкального гения. Моцарт, как один из активнейших деятелей масонского движения, ставший опасным государственным преступником в глазах императора и его окружения, должен был умереть тихо, и как можно скорее незаметно исчезнуть с политической арены.

И вынесенный императором смертный приговор опасному масону уже начал приводиться в исполнение. По всей вероятности, первую дозу яда Моцарт получил в конце июня - начале июля 1791 года, когда Моцарту поступил анонимный заказ на сочинение ритуальной мессы. И в этот момент происходит нечто невероятное. Дальнейшие действия по устранению "бога музыки", похоже, на некоторое время приостанавливаются. Это, по-видимому, почувствовал и Моцарт, поскольку после заказа поминальной мессы он ощутил некоторое облегчение после начала болезни, и он с полной силой использовал предоставленную ему отсрочку от исполнения смертного приговора для завершения своей оперы "Волшебная флейта", воспевающей масонское движение, хотя ему в этот период работы над оперой постоянно напоминают о том, чтобы он не отвлекался от сочинения поминальной мессы. Напрашивается вопрос: неужели граф Вальзегг цу Штуппах был столь влиятелен при дворе, что даже сам император отказывается ради амбиций некоего графа от устранения опасного для его власти масона? Конечно, нет. Скорее всего, эту сказочку о поминальной мессе и ее заказчике граф цу Штуппах и барон ван Свитен сочинили гораздо позже, когда правду о существовании последнего сочинения музыкального гения уже не возможно было скрывать от общественности, когда им обоим, как главным действующим лицам, принимавшим активное участие в последние месяцы жизни Вольфганга Амадея Моцарта, приходилось постоянно врать и изворачиваться, чтобы скрыть страшную тайну конца XVIII столетия.

Отбросив невероятные небылицы, необходимо, скорее всего, предположить, что план по устранению Моцарта был на некоторое время приостановлен исходя из более серьезных соображений, чем это могли сказать общественности вся библиографика В.А. Моцарта и, прежде всего, барон ван Свитен и граф Вальзегг. Заказчиком поминальной массы могло быть, несомненно, гораздо более влиятельное лицо, чем граф цу Штуппах, настолько влиятельное, что даже сам император вынужден был считаться с мнением этого господина. Этим объясняется, видимо, и то давление, которое испытывал Моцарт при написании ритуального сочинения, и тот факт, что до конца сентября месяца трагического для Моцарта года его не трогали и даже позволили закончить "Волшебную флейту", которую не очень-то жаждали увидеть на сцене ни сам император, ни его окружение.