Смекни!
smekni.com

Применение принудительных мер медицинского характера, связанных с изоляцией от общества (стр. 5 из 21)

1.3 Виды принудительных мер медицинского характера

Действующий уголовный закон (ст. 99 УК) называет следующие четыре вида принудительных мер медицинского характера:

1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

2) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

По сравнению с УК РСФСР 1960 г. перечень видов принудительных мер медицинского характера более дифференцирован. Указанные меры различаются степенью ограничений, вводимых для больного в зависимости от его состояния, а также интенсивностью лечения и мерами безопасности.

Критерием выбора судом вида принудительной меры медицинского характера является психическое состояние больного, определяющее его опасность для себя или других лиц, возможность повторного совершения общественно опасных поступков.

Законность и обоснованность выбора судом вида принудительного лечения обеспечивается обязательностью проведения по делу предварительного следствия и судебного разбирательства с учетом предусмотренных УПК особенностей. Весьма важное значение имеет и заключение судебно-психиатрической экспертизы о психическом состоянии лица и прогнозе его поведения. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами.

Верховный Суд РФ в определении по делу В. указал, что вопрос о назначении принудительных мер медицинского характера решается судом самостоятельно. Заключение судебно-медицинской экспертизы не является для суда обязательным и учитывается им при оценке всех собранных по делу доказательств. Суд может согласиться с выводами экспертов, но может на основании материалов судебного следствия принять любое другое решение в соответствии со ст. 97 УК РФ.

УК 1996 г. впервые предусматривает принудительную меру медицинского характера, не связанную с помещением лица в стационарное психиатрическое учреждение - амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Предложения о введении такой меры неоднократно высказывались в юридической и судебно-психиатрической литературе.

Определенный положительный опыт применения данной меры накоплен зарубежными странами (например, ФРГ), где эти меры обычно применяются в качестве заключительного этапа стационарного принудительного лечения.

В соответствии со ст. 100 УК РФ амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований для применения принудительных мер медицинского характера, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть применено, в частности, к лицам, способным относительно правильно оценивать свое психическое состояние, соблюдать назначенный режим, имеющим достаточно упорядоченное и организованное поведение, не требующим постоянного контроля со стороны медицинских работников. Этим требованиям в клиническом отношении соответствуют, например, лица, совершившие общественно опасное деяние в состоянии временного расстройства психической деятельности, которое закончилось ко времени производства по делу и не имеет отчетливой тенденции к повторению (например, острый психоз в результате соматического заболевания); лица, страдающие хроническими психическими расстройствами и слабоумием, прошедшие принудительное лечение в стационаре с положительным эффектом, однако нуждающиеся в течение некоторого времени во врачебном контроле с целью предупреждения рецидива заболевания.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется также к лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, но влияющего на характер их поведения (психопатии, легкие формы олигофрении, органические поражения мозга, невротические состояния и др.), а также к лицам, нуждающимся в лечении от алкоголизма и наркомании. Спецификой лечения данной категории лиц является возможность его соединения с наказанием.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра предполагает регулярное наблюдение лица врачом учреждения, осуществляющего амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства больного или по месту отбывания наказания.

Регулярное наблюдение осуществляется путем периодического осмотра лица врачом-психиатром, выполнения необходимых лечебных назначений и оказания социальной помощи. Если амбулаторное наблюдение не связано с исполнением наказания в виде лишения свободы, оно имеет несомненное преимущество по сравнению с принудительным лечением в стационаре, так как дает возможность сохранить привычный для больного образ жизни.

Согласно Методическому письму Министерства здравоохранения РФ от 23 июля 1999 г. в случае уклонения лица от прохождения назначенного амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра и совершения им действий, затрудняющих обследование (длительное отсутствие по месту жительства, оказание сопротивления и совершение других действий, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников, попытки скрыться от них), медицинскому персоналу предоставлено право прибегать к помощи сотрудников милиции.

В случае изменения психического состояния лица, требующего его стационарного лечения, судом по представлению комиссии психиатров может быть изменен вид этой принудительной меры на принудительное лечение в стационаре.

Применение принудительных медицинских мер относится к исключительной компетенции суда (п. 2 ч. 2 ст. 29 УПК). Понятие «применение» охватывает назначение этих мер, их исполнение, продление, изменение их вида, прекращение (отмену).

Отметим, что необходимо различать применение принудительных мер по отношению к лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, и лицам с психическими расстройствами, не относящимися к разряду тяжелых. Тяжелое психическое расстройство исключает возможность назначения и отбывания наказания, тогда как к лицам с психическими расстройствами, которые не являются тяжелыми, принудительные медицинские меры применяются наряду с наказанием и по месту его отбывания.

Принудительное лечение лиц с тяжелыми психическими расстройствами.

К тяжелым относятся психические расстройства (болезненные нарушения психики), лишающие больного способности к осознанно-волевой регуляции поведения. В законе утрата указанной способности выражена формулировкой о невозможности лица «осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими».

Наличие у лица тяжелого психического расстройства во время совершения им общественно-опасного деяния обусловливает невменяемость этого лица. Если такое психическое расстройство имеется у лица во время совершения общественно-опасного деяния, то это лицо признается невменяемым (ст. 21 УК) решением суда на основании заключения экспертов-психиатров. Невменяемые не подлежат уголовной ответственности и наказанию, поскольку в их деяниях отсутствует вина. Тяжелое психическое расстройство может наступить у человека и после того, как он совершил преступление во вменяемом состоянии, но до того, как суд вынес приговор. В этом случае субъект виновен в совершении преступления и подлежит уголовной ответственности. Однако, он не может быть подвергнут наказанию. Препятствием служит появившееся во время производства по делу тяжелое психическое расстройство. Поэтому заболевший освобождается судом от наказания и может быть направлен на принудительное лечение (ст. 81 УК). Если заболевание носит временный и обратимый характер, то по выздоровлении или, по меньшей мере, после такого улучшения психического состояния заболевшего, когда он вновь обретает способность осознавать свои действия и руководить ими он может подлежать наказанию при условии, что к тому моменту не истекли предусмотренные уголовным законом сроки давности.

Наконец, в ряде случаев тяжелое психическое расстройство наступает у осужденного во время отбывания наказания (ст. 81 УК). Если расстройство является хроническим и препятствует отбыванию наказания, то осужденный освобождается судом от дальнейшего отбывания наказания и к нему могут быть применены принудительные медицинские меры.

Основания назначения принудительных мер медицинского характера, их продления, изменения и отмены, виды принудительных медицинских мер, цели их применения, а также круг лиц, к которым они могут применяться, установлены главой 15 УК.

Повторим, что круг лиц с тяжелыми психическими расстройствами, к которым применяются эти меры, состоит из трех категорий субъектов общественно-опасного деяния: невменяемые; лица, заболевшие тяжелым психическим расстройством после совершения преступления, но до вынесения приговора; лица, заболевшие указанным расстройством во время отбывания наказания.

Действующий с 1 января 1997 г. российский УК несколько изменил систему видов принудительных мер медицинского характера по сравнению с предшествующим ему УК РСФСР 1960 г. Прежний уголовный Закон тоже предусматривал три типа психиатрических стационаров, предназначенных для принудительного лечения (хотя и под иными наименованиями). Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра — принципиально новый для России вид принудительного лечения лиц с тяжелыми психическими расстройствами. Он не был известен предыдущему УК. При подготовке действующего Уголовного кодекса РФ сторонники этого вида принудительного лечения особо подчеркивали, что его введение предоставит возможность направлять на амбулаторное лечение тех больных, которых ранее из-за отсутствия альтернативы приходилось помещать в стационар. Появление амбулаторного лечения позволяет тем самым сузить сферу принуждения в практике применения принудительных медицинских мер. Следовательно, новый вид принудительного лечения направлен на защиту прав и свобод психически больных. Причем делается это не за счет ослабления гарантий безопасности, ибо в случаях, когда амбулаторная мера оказывается неадекватной той степени опасности, которую представляет больной для себя или окружающих, вид принудительного лечения можно изменить на стационарный, не дожидаясь, пока больной совершит новое общественно-опасное деяние.