Именно использование в логической структуре программы баз знаний вместо баз данных и является основной особенностью предлагаемых эспертно-моделирующих систем. Без баз знаний любая автоматизированная система при проведении практического обучения, направленная на оптимизацию умений и навыков принятия решений в любой сфере деятельности, может быть использована в лучшем случае лишь для информационного обеспечения этого процесса. Основанная на криминалистических и правовых знаниях искусственная логика экспертно-моделирующих систем позволяет выявить и зафиксировать все допущенные ошибки. Использование при проведении практических занятий ситуационного моделирования на базе средств вычислительной техники значительно влияет на содержательную сторону занятий и, кроме того, в определенной степени меняет и саму методику проведения занятия.
Так, программа "следователь" дает возможность преподавателю: управлять ходом программы, при необходимости давать дополнительные вводные; просматривать список событий, лиц, предметов, попавших в поле зрения студента; вернуться "назад" и просмотреть выполненные студентом мероприятия (как бы "пролистать расследованное" в ходе деловой игры уголовное дело; сделать паузу во время занятия и через определенное время вернуться к тому же его этапу; индивидуализировать замечания по прохождению программ, выдавать их в автоматическом режиме; при необходимости распечатывать ту или иную информацию; предоставлять возможность студентам обращаться к справочной информации; одновременно осуществлять контроль работы нескольких групп студентов; знакомить игровые коллективы с правильным решением; в автоматическом режиме фиксировать и подводить итоги работы; выявлять типовые ошибки студентов.
Применение компьютерных систем с целью имитации реальной следственной ситуации существенно повышает интенсивность практических занятий. По сути дела, системы "управляют" действиями обучаемых, формулируя перед ними каждый раз новые и более сложные следственные ситуации. Кроме того, поскольку основное содержание учебной работы на практических занятиях по криминалистической методике (и в значительной части по криминалистической тактике) связано с анализом всей имеющейся информации, эффективность проведения занятия зависит от ее полноты, дополнения в зависимости от тактических решений, принятых обучаемыми.
Моделирование ситуации необходимо и в ходе использования компьютерных систем поддержки процесса принятия тактических решений. Здесь в основе модели лежит система взаимосвязанных понятий, отражающих различные аспекты информации о ситуации, сложившейся в процессе расследования преступлений. Такая модель в полуавтоматическом режиме сравнивается с заданной ситуацией. Это позволяет в соответствии с заложенными в программу правилами формулировать рекомендации для обучаемых и практических работников.
Имитационно-моделирующие системы себя полностью оправдали. Пути развития данной идеи лежат в разных плоскостях: расширение сферы использования имитационно-моделирующих систем на другие юридические науки; использования их для моделирования не только кадров текстовой информации, но и компьютерной графики (фотоизображений), схем, карт и даже мультипликации. В перспективе некоторые текстовые кадры могут заменяться звуковыми, например при имитации допроса; чрезвычайно перспективно использование компьютерных сетей в комплексе с имитационно-моделирующими программами, что позволяет усложнять имитацию ситуации не только за счет интеллектуальных возможностей программы, но и за счет одновременной и, возможно, конкурентной по содержанию, совместной учебной работе нескольких студентов.
Используемые в практике преподавания ролевые ситуационные игры отличаются от других методов тем, что их применение позволяет не только расширить познавательные возможности студентов, но и способствует выработке у них определенных управленческих навыков при решении тех или иных профессиональных задач.
В последнее время дидактические игры все больше находят свое применение в теории и практике профессионального обучения. Игра, при всей ее условности, дает возможность максимального приближения к реальной жизни, поскольку в ней студент оказывается поставленным в условия, близкие, реальные, похожие на жизненные, и должен действовать именно "сейчас, сразу же". В силу вышеуказанного в игре должен делаться акцент на основных моментах сложных ситуаций, принципиальных, но крайне обобщенных и условных. Преимущества ситуационно-ролевых игр перед реальным экспериментом состоят в том, что они:
1) способны обеспечить наглядность принимаемых решений;
2) позволяют положительно изменить масштаб исчисления времени (игра позволяет "жить быстрее");
3) дают возможность повторения имеющегося опыта с необходимым изменением установок (т.е. в игре можно несколько раз "проиграть", прожить одну и ту же следственную ситуацию, каждый раз принимая на ее основе новое решение и проверяя результаты его осуществления; причем чем сложнее представляется ситуация, тем важнее проверить как можно больше подходов к ней).
Следует отметить способность ситуационно-ролевых и компьютерных игр разнообразить учебный процесс, что, как показывают результаты наших практических исследований, снимает у студентов утомление от занятий и стимулирует у них повышенное внимание. Ученые, исследовавшие психологические основы ситуационной игры, полагают, что эффективность процесса обучения в ней обусловлена взрывом мотивации, т.е. резким повышением у студентов интереса к изучаемому предмету. При проведении учебных занятий методом игр значительно изменяется и роль преподавателя, задачи и функции которого сводятся не только к передаче студентам своих знаний, но и к максимальной стимуляции профессионального и творческого потенциала участников игры, как говорится, плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Особенностью ситуационного моделирования является его способность значительно расширить источники подачи информации, разнообразить ее формы. Так, если на лекционных и семинарских занятиях основным источником новых знаний является преподаватель, то при проведении практических занятий методом ситуационно-ролевых игр в числе обучающих в какой-то мере выступает и весь коллектив. Задача же преподавателя состоит в максимальном приобщении студентов к выработке необходимых им практических навыков и мобилизации творческого потенциала в решении нестереотипных следственных задач.
Для успешного осуществления дидактической ситуационно-ролевой игры необходима тщательная ее подготовка. Мы полагаем, что весьма ощутимую пользу преподавателю может принести предварительно им составленный план-сценарий, состоящий из двух частей: а) игровой, рассчитанной на студентов, в которой достаточно подробно излагается ролевая суть предстоящей игры; б) тактической, предназначенной непосредственно для преподавателя, в которой отражается специфика и построение занятия в целом, распределение "ролей" между студентами, планируется ход и анализ результатов проведенной игры, например, в ходе дискуссии и т.д.
Ученые, занимающиеся теоретическими вопросами дидактических ситуационно-ролевых игр, в числе основных конструктивных элементов любой деловой игры выделяют: участников игры; правила; информационный массив44. На практических занятиях по криминалистике в игре участвуют студенты, которые исполняют соответствующие роли, определяемые преподавателем. В качестве основных правил криминалистической ситуационно-ролевой игры выступают соответствующие нормы уголовно-процессуального кодекса или рекомендации криминалистики. Информационный массив игры представлен информацией о реальной следственной ситуации, которую преподаватель и предлагает студентам "смоделировать" во время игры. Кроме того, в качестве информационного массива будут выступать и знания студентами соответствующих теоретических вопросов по соответствующей теме криминалистики.
В тактической части модельно-игрового сценария должны быть отражены и такие вопросы, как: цели игры, объекты моделирования, игровой комплекс, инструктаж студентов, правила игры. Перед непосредственным проведением ситуационно-ролевой игры целесообразно провести опрос студентов, чтобы выяснить, как усвоены ими теоретические положения темы, имеющей приоритетное значение для разрешения предстоящей игровой ситуации. Необходимо добиваться того, чтобы студенты четко усваивали соответствующие теоретические положения криминалистики, поскольку в процессе игры нет времени для длительных размышлений и тщательного обдумывания выбора того или иного варианта поведения. В игре, как и при оперативной оценке и разрешении реальной ситуации, приходится действовать экспромтом, мобилизуя все знания, навыки и умения, раскрывая в процессе решения задач все потенциальные возможности.
Заметим, что решение ситуационных задач методом ролевых игр имеет и свою специфику. Несмотря на то, что в целом игра идет по заранее разработанному преподавателем сценарию, все же трудно спрогнозировать все ситуации, в которых может оказаться каждый из исполнителей, поскольку в такого рода играх всегда предусматривается некая вариабельность. Траектория движения показателей моделируемой ситуации полностью находится в руках самой группы.
Применение аудио- и видеотехники в дидактических криминалистических играх способно во многом повысить качество последующего разбора игровых ситуаций. Демонстрируемая студентам видеозапись проигранной ими же ситуации позволяет фиксировать их внимание на тех или иных этапах (кадрах) игры, дает возможность вполне однозначно выявлять положительные и отрицательные моменты в уяснении, оценке и разрешении ситуации. Последующий просмотр видеозаписи в ходе разбора результатов ситуационно-ролевой игры позволяет произвести качественный анализ занятия, обратить внимание студентов на процессуальные, тактические и коммуникативные аспекты.