В начале 18 в. пришел конец шведскому и польско-литовскому господству в Латвии. Шведы в результате поражения в Северной войне (1700–1721) были изгнаны русской армией из Ливонии. Оставшаяся часть прибалтийского побережья перешла под российскую юрисдикцию в 1795. Таким образом, к концу 18 в. жители Латвии стали гражданами Российской империи.
В это время, помимо Риги, Кулдига становится вторым центром органостроения в Латвии. Здесь работали такие мастера как М.Х.Эразмус в 1694–1744; Альбрехт Йордан (р. 1689) в 1746–1772; Пауль Фрёлих (1720–1775) из Фрауенбурга (Восточная Пруссия) в 1758–1775.
Габриэль Юлиус Мозенгель, сын знаменитого органостроителя Иоганна Иешуа Мозенгеля (1663–1731) из Кёнигсберга, также работал здесь в 1719–1730. В 1786 в церкви в Едоле был установлен богато декорированный орган Кристофа Вильгельма Бравеляйта (Бравелейта) (1752–1796) из Лабиау (Восточная Пруссия; ныне Полесск, Калининградская область, Россия) – ученика Адама Готтлоба Каспарини (1715–1788).
Органостроитель Иоганн Генрих Иоахим (1696–1762) из Шафштедта (Тюрингия), обосновавшийся в Елгаве, приобрел известность в первой половине 18 в., получив в 1734 году специальную привилегию от герцога Курляндского Эрнста Иоганна Бирона (1690–1772). Он отремонтировал орган в Сабиле (1752) и установил новые инструменты в церкви св. Гертруды в Риге (1753) и в церкви св. Анны в Елгаве (1755). Кроме того он построил орган в церкви св. Петра и Павла в Петербурге (1737). Его важнейшей работой, которую, впрочем, ему так и не удалось довести до конца в связи с усилившейся начиная с 1753 глухотой, стал орган для церкви св. Троицы в Лиепае (1758, 36 регистров).
Готтфрид Клоссен (Клосс, Клоос, ум. в 1740), органостроитель из Данцига, возвел инструмент в церкви св. Петра в Риге (1728–1731, 1734, III/P/43), а также отремонтировал орган в рижском Домском соборе (1738).
Самым знаменитым органостроителем в Прибалтике в 18 в. был Генрих Андреас Контиус (1708–1792) из Галле (Германия), которому в 1748 сам И.С.Бах дал хвалебную характеристику. Помимо ремонта небольших инструментов, Контиус построил орган в церкви св. Иакова в Риге (1760/61, II/P/25; проспект сохранился). По предложению органиста рижского кафедрального собора Иоганна Кристиана Циммерманна в 1773–1776 Контиус увеличил диспозицию соборного органа, добавив к ней два регистра: Fagott 8' на оберверке и Untersatz 32' в педали, расширил его проспект и установил новые мехи. Помимо этого, он также отремонтировал позитив в церковной школе при соборе. В 1773–1779 он работал в церкви св. Троицы в Лиепае, где позади сохраненного им проспекта фактически построил новый инструмент (II/P/38). В инструментах Контиуса заметны черты нового стиля: выходит из употребления рюкпозитив, меньше внимания уделяется декоративной отделке.
В Лиепае началась совместная деятельность Контиуса с его зятем Иоганном Андреасом Штайном (1752–1821), происходившим из аугсбургской органостроительной династии. В процессе работы над органом в церкви св. Симона в Валмиере (1779–1780) они основали там мастерскую, где был, в частности, изготовлен орган для Реформатской церкви в Риге (1783, II/P/14). Штайн также построил новые органы в церкви св. Иоанна в Цесисе (1786–1787) и в Евеле (1788). В конце 18 в. он основал свою собственную мастерскую в Пярну (Эстония) и работал там.
Около 1800 появляются первые латышские органостроители. Поначалу это были самоучки, по большей части изготавливавшие позитивы для частных нужд и школ; позднее некоторые из мастеров получили широкое признание.
Теодор Тидеман (р. 1743) работал в Риге в 1778–1806; его сын Иоганн Теодор Тидеман – в 1807–1835 в Курляндии, а потом – в Литве.
В течение 18 в. орган становится все более популярным, растет исполнительский уровень органистов. Важную роль в этом процессе суждено было сыграть немецкому композитору и органисту Иоганну Готтфриду Мютелю (1728–1788), приглашенному в Ригу в 1753 русским тайным советником бароном Отто Германом (Иваном Федоровичем) фон Фитингофом (1720 или 1722–1792) и обосновавшемуся там.
Фитингоф был большим поклонником музыки и театра и имел свой собственный оркестр, состоявший из 24 музыкантов. В 1768 –1782 он постепенно создал (построил и содержал на свои деньги) первый рижский городской театр, ставший центром культурной жизни Риги. Еще более активизировалась музыкальная жизнь после учреждения Рижского музыкального общества (1760). В концертах и театральных постановках принимали участие как местные, так и приезжие солисты и труппы. Регулярно исполнялась музыка Гайдна, Моцарта, Керубини, Гретри, Паизиелло, Сальери и др. Среди гастролеров следует отметить аббата Георга Йозефа Фоглера, выступившего с концертами в Риге и Лиепая в 1788. В Риге он играл на своем собственном инструменте – «оркестрионе» – в доме братства черноголовых и имел большой успех у публики.
Популярный композитор Иоганн Адам Хиллер (1728–1804), один из создателей жанра зингшпиля, жил в Елгаве с 1782 по 1785.
В сфере церковной музыки на рубеже 18–19 вв. наиболее значительными фигурами были Юлиус Август Фере (1745–1812), Август Йениш (1766–1811) и в первую очередь Георг Михаэль Телеман (1748–1831), внук Георга Филиппа Телемана.
Латвия в 19 – начале 20 в. В 19 в. в жизни Латвии произошли значительные перемены. По настоянию императора Александра I в 1816–1819 остзейские бароны освободили своих крепостных, и в 1860–1890 многие крестьяне стали владельцами хуторов. Те, кто остался без земли, переезжали в города, что привело к усилению политического давления на немецких бюргеров. Росло число латышских националистов (особенно в Риге), а их лидерами становились молодые люди с университетским образованием. В 1868 они основали Рижскую латышскую ассоциацию и надеялись, что российское правительство поможет им освободиться от немецкого влияния в Прибалтике. Отсутствие поддержки со стороны царской власти усилило латышский национализм, и в ходе революции 1905 в Латвии прозвучали требования о создании независимого государства. Первая мировая война и крах Российской и Германской империй создали реальные условия для появления независимой Латвии, которая и была провозглашена 18 ноября 1918.
Рост национального самосознания латышей сопровождался оживлением музыкальной жизни в стране. Среди прочего исполнялись такие произведения, как Времена года (1802) и Семь слов на кресте (1804) Гайдна, Реквием (1811) Моцарта. Известные музыканты гастролировали в стране, прежде всего в таких центрах, как Рига и Елгава: Джон Фильд, Антон и Николай Рубинштейны, Сигизмунд Тальберг, Клара Шуман и другие. Визиты Франца Листа (1842), Гектора Берлиоза (1847) и, в особенности, деятельность Рихарда Вагнера в период его работы в Риге и Елгаве (с августа 1837 по июль 1839) имели огромное значение в деле становления национальной латышской музыкальной школы.
Важную роль в развитии хорового искусства сыграл Генрих Дорн (1800 или 1804–1892), прибывший в Ригу из Гамбурга в 1832 и основавший в 1836 Музыкальный фестиваль в Дюне. Его начинания активно поддержали латышские музыканты Янис Цимзе (1814–1881), Янис Бетиньш (1830–1912), много сделавшие в области музыкального просвещения латышей, и Карлис Бауманис (1835–1905), один из первых профессиональных латышских музыкантов, автор латышского национального гимна Dievs, sveti Latviju (Господь, благослови Латвию).
После открытия Русского театра в Риге в 1883 (с 1902 Русская опера) влияние российской культуры в Латвии усилилось. Хотя первый музыкальный институт и существовал в Риге уже в 1864, и несмотря на то, что Рижское латышское общество образовало в 1888 Музыкальную комиссию, все-таки большинство профессиональных латышских музыкантов продолжало обучаться в консерваториях Санкт-Петербурга и Москвы. Так было и с основоположниками латышской классической музыки Язепсом Витолом (1863–1948) и Андреем Юрьяном (1856–1922), учениками Н. А. Римского-Корсакова в Петербурге.
Начатки музыкального образования широкие слои общества приобретали прежде всего через участие в богослужениях. В течение 19 в. для нужд прибалтийских лютеранских приходов издавались многочисленные сборники хоральных песнопений. В 1839 в Лейпциге Иоганн Леберехт Эреготт Пуншель (1778–1849), латышский лютеранский пастор немецкого происхождения, опубликовал сборник, содержавший 363 хоральных напева (второе расширенное издание, 1844). К концу столетия появились еще два собрания хоралов: Вильгельма Бергнера-младшего (1883, Рига, 171 хорал) и Рудольфа Постеля (1820–1889) (1884, Елгава, 235 хоралов).
На рубеже 19–20 вв. выдвинулось новое поколение латышских композиторов: Эмиль Дарзиньш (1875–1910), Эмилис Мелнгайлис (1874-1954), Альфредс Калниньш (1879–1951), Янис Залитис (1884–1943), братья Язепс (1877–1947), Екабс (1885–1971) и Янис (1890–1966) Мединьши.
С середины 19 в. и до Первой мировой войны искусство органостроения в Латвии переживало расцвет. В сельских районах появилось большое число позитивов, часто построенных мастерами-самоучками. Строились и новые церковные органы. К примеру, известно, что мастер Иоганн Кристоф Кристиен, работавший в 1810–1839, еще до 1831 построил 37 новых органов в Катлакальне близ Риги.
С 1840-х годов крупным центром органостроения, помимо Риги, становится Лиепая. Наиболее авторитетными мастерами в то время были Август Мартин в Риге и Карл Херманн (1807–1868) в Лиепае. Последний переехал в Лиепаю из Петербурга, где он работал органистом. В 1830–1835 он строил инструменты в Кандаве, в 1836–1843 – в Добеле и в 1844–1868 – в Лиепае. В общей сложности он изготовил около 80 церковных органов и более 50 позитивов, отличавшихся большим разнообразием в конструкции и звучании.
Его сын и преемник Карл Александр Херманн (1847–1928), после установки органа в церкви Иисуса в Санкт-Петербурге в 1877, оставался в северной столице в 1878–1893, в то время как племянник старого мастера, Карл Й.Херманн, в 1863–1883 работал в Елгаве.
В 1844–1874 отец и сын Херманны расширили орган в церкви св. Троицы в Лиепае, доведя его диспозицию (перечень регистров, вспомогательных устройств и основных конструктивных характеристик органа) до 77 регистров на 4 мануалах и педали.