Смекни!
smekni.com

Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства (стр. 11 из 15)

С точки зрения информационно-полевого музыкального феномена можно выделить только два этапа, разделяющихся по принципу характеристики самой субстанции музыки как живой, биотической - действующие на живые, биотические общности и - техно-биотической, продуцируемой техногенными средствами, но оказывающей влияние на человека как в контактных формах общения людей, так и в дистантных, охватывающих неисчислимые множества людей. В трансформации современной цивилизации от биотических информационных полей к технобиотическим - электронным - проблема большого технологического и социального масштаба.

Информационное поле музыкальных технологий является доминирующим в современной культуре (Е.Назайкинский, А.Волков-Ланнит, Е.Дуков, Е.Шашеро, А.Коровина, Г.Котляренко, Р.Кунафин, А.Айги, А.Шнитке, А.Варгафтик, Д.Ухов).

В этой связи музыкальные технологии можно подразделить следующим образом: 1. Звукозапись и видеозапись традиционных (в широком смысле) форм музицирования; 2. Технологии конструирования звука: а) попытки конструирования традиционных звуко-тембров в границах воспроизведения традиционного человеческого музыкально-интонационного языка с его уровнем эмоционально-концепционных смыслов; б) конструирование нетрадиционных звуко-тембров на электронных (и компьютерных) синтезаторах на уровнях нетрадиционной интонационности технологического происхождения, восходящей к интеллектуальным формам познания.

Звукозапись, а затем и видеозапись в массовом масштабе кардинальным образом меняют направление потоков культуры - ее движение от полевых структур акциональных общностей - к уединению личности. Эти процессы создают проблемы соотношения массового и индивидуального в восприятии и потреблении музыки, о соотношении в культуре элитарного и массового, индивидуального и тиражированного. Вследствие зафиксированности - не ' вариантности - произведений возникает быстрая смена стилей потребляемых артефактов.

Музыкальные технологии в основном восприняты массовым акциональным искуством, менее требовательным к стихиям тонких пластов выразительности. Многие формы современной музыки появились после изобретения звукозаписи и благодаря ей. Способом своей фиксации они выбрали именно звукозапись, поскольку новые, импровизационные формы музыки принципиально не фиксируются нотной записью - их импровизационная спонтанность, мелодический, гармонический, ритмический язык, вариабельность произведения как концертного феномена не вмещаются в сетку линейной нотации, противятся всякой фиксации, кроме звуковоспроизводящей. Звукозапись обеспечила поп-музыке и аудиторию, и школу, исполнительские кадры, оказалась школой импровизационного исполнительства (Е.Шашеро, А.Коровина).

Звукозапись создает возможность создавать новое качество фиксации художественного произведения - не в форме нотной записи, а в актуальной форме исполнительской интерпретации (П.Грюнберг, В.Янин); благодаря звукозаписи возникают новые уровни потребления музыки. Понятие потребителя используется в позитивном смысле, исходя из того, что потребление - это система удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей как материальных, так и духовных (Я.Иоскевич)47.

Звукозапись может играть роль музыкального инструмента - инструмента инициирования музыкально-информационного поля человеческих общностей -в связи с тем, что музыкальное произведение, записанное на пластинке, диске, аудиокассете, может служить инициирующим источником музыкально-информационного поля контактного вида. Произведения, ранее бытовавшие в культуре как контактные акциональные формы музицирования, в звукозаписи становятся дистантными феноменами, которые в свою очередь могут являться генерирующими компонентами музыкально-информационных полей контактных акциональных коммуникаций как малых социальных групп, так и масштабных человеческих общностей.

Информатизация культуры представляет собой средство, позволяющее осуществлять воспроизводство и экспансию культуры. Информационное самосохранение культуры на современных уровнях технологий становится задачей глобального адаптациогенеза, как способа формирования самоидентичных и жизнеспособных информационных целостностей. Необходима масштабная информатизация культурных сокровищ, делающая их доступными мировому сообществу - в этом видится одно из мощных средств сохранения культуры (А.Ракитов).

В связи с этим звуко- и видеозапись представляется важнейшим культуростроительным фактом, влияющим на воспроизводство информационных банков культуры, поскольку глубинные духовно-культурные .процессы, в конечном счете, не менее, а в переходные периоды даже более важны, чем сиюминутные экономические и политические действия, т.к. влияют на стратегические основы выживания общества.

Создан фонд звукозаписи, зафиксировавший и актуализирующий на мировом рынке статистически репрезентативный фонд мировой культуры, к тому же постоянно увличивающийся благодаря новым и новым исполнительским интерпретациям и исследовательским разработкам исчезнувших в практике музыкальных культур, в частности, фольклора и церковной музыки разных национальных культур и эпох.

Приведенные в Приложении статистические таблицы анализа каталогов нот и дисков показывают, что по количеству фонозаписей среди композиторов-классиков на первом месте стоит Моцарт (70), за ним следуют Бетховен (57), Чайковский (46) и Иоганн Себастьян Бах (45). С ними на мировом рынке соперничают Шопен и Шуберт (28), Брамс (27), а затем - Гайдн (23), Гендель и Вивальди (22). Первая десятка существенно «отрывается» от остальной массы композиторов, среди которых - Мендельсон (16), Рахманинов и Шуман (15), Дворжак (13), Лист (12), Малер, Шостакович (11), Визе, Боккерини, Дебюси, Вебер (10), Гершвин, Григ (9), Равель (8), Иоганн Штраус, Верди (8), Бриттен, Кодаи, Мусоргский, Сибелиус, Рихард Штраус, Телеман, Вагнер (7). Материалы каталогов показывают, что в национальных фирмах звукозаписи поддерживаются национальные приоритеты музыкальных культур.

Очевидно практическое совпадение массивов стилистики и статистики: предпочтение вкусов меломанов относится прежде всего к эмоционально-позитивным, универсальным «психотерапевтическим» светлым стилям Моцарта, Бетховена, Чайковского и Баха. Затем следуют Шопен, Шуберт, Брамс, Гайдн, Гендель и Вивальди, музыка которых, при существенных стилистических и исторических различиях, также наполнена светлыми, очищающими энергиями. Интересно, что на одном статистическом уровне востребования находятся Рахманинов и Шуман (15), затем - Малер и Шостакович (11), Визе и Дебюсси (10) Бриттен, Мусоргский, Вагнер и Рихард Штраус (7).

Таким образом, классическая музыка представляет собой существеннейшую часть информационного поля европейской культуры как стратегическая часть музыкальной культуры. -

Бытие музыкального искусства основано на переинтонировании музыкальных текстов при введении их в современный мыслительный и ментальный контекст. Мы являемся свидетелями переинтонирования целых музыкальных эпох и стилей. Переинтонирование музыки Баха, Вивальди, Рахманинова, Чайковского, Визе. Возникает новая инструментовка, аранжировка и, как следствие, иные эстетические результаты.

Значительна роль звукозаписи в процессах интонационных взаимовлияний в культуре. Наблюдается обмен культурной информацией, вплоть до интеграции различных национальных культур. Происходят масштабные диффузии интонационных фондов разных культур, вытеснение традиционных комплексов интонаций на уровне массовых процессов. С другой стороны, эти процессы стимулируют тенденции к обострению самоиндификации культур, национального и этнического самосознания.

При анализе полевых форм существования музыкального искусства необходимо учитывать две формы дистантного общения - трансляцию и фонозапись при воспроизведении музыкального артефакта.

Технологические основы культуры диктуют типологии не только контактного и дистантного уровня коммуникаций, но биотического и а-биотического уровня содержания музыкальных артефактов.

При трансляции музыкального события его полевое воздействие сочетает в себе биотические и электронные формы, представляя собой смешанный феномен живого и электронного поля, которое за пределами живого поля претерпевает субстанциональные изменения в направлении разряжения.

В процессе использования фонозаписи тематические возможности артефакта практически необъятны, однако непосредственные контакты человека с человеком - основная функция художественного творчества -представляется не состоявшейся. При использовании технологических форм музыкальных коммуникаций происходит переход от информационных полей к информативным и информационно-тезаурусным, исключающим акционально-контактные формы взаимодействия реципиентов.

Наряду с традиционными типами культуры - контактной коммуникации и документальным (дистантным) типом коммуникации, возникает контактно-дистантный - при трансляции события средствами массовых технологий коммуникаций - TV и радио, а также такой дистантный способ коммуникаций, который иллюзорно примыкает к психологии контактных форм - видеозапись культурного, музыкального события, спектакля, праздника, концерта, народного действа или рок-шоу.

- Однако в целом отчужденность музыкальной среды трансформирует общество в информационно-техническую систему, заменяя непосредственное общение его членов технологическими коммуникациями. Акциональная эмоциональная информация как средство адаптации при таком соотношении биотического и техно-биотического теряет свою адаптационное значение Тогда сами адаптационные процессы видоизменяются в контексте массовидных безличностных форм коммуникаций. Соответственно в культуре ослабевают способы регулирования адаптации человеческих сообществ, обусловленные природой (В.Кутырев).