Можно поставить вопрос: что нового внёс КСП в культуру, искусство и т. д.? КСП в советский период был подсистемой общественного сознания, его неформальной сферой, сыгравшей большую роль в преобразовании всего общественного сознания в целом. А все его другие функции выполнялись как «побочные» по отношению к ней. КСП прежде всего - идея и позиция, ценностная и моральная. И только затем искусство и человеческие отношения. Тип человеческих отношений, которые в нём культивировались и которые вытекали непосредственно из его генеральной позиции, - суперценности человеческой личности. В них было трепетное уважение к человеку, они были как бы освещены и окрашены высокими ценностями, которые защищал и отстаивал КСП как целое, как подсистема общественного сознания.
Опасность возвращения тоталитаризма в наше время существенно уменьшилась. Пафос утверждения именно этого круга ценностей остыл. Идея ушла. Осталась организационная форма, стиль песнетворчества и часть тех отношений, которые сложились в прошлом, продолжают существовать. В КСП может и должна возникнуть новая большая идея, которая даст толчок работе над глобальной позицией - ценностной и личностной. И это духовно должно обновить КСП, который внешне останется тем, чем является теперь и чем был в прошлом. И многие новые идеи получают отражение в песнях современных авторов. Но глобальной, ценностно обоснованной позиции современного человека по отношению к современному миру, которая объединила бы всё и всё пронизала, - такой позиции в них пока ещё нет. А иногда проявляется в некоторых других сферах. Например, в солдатских песнях. У воинов более критическая жизненная ситуация, без решения которой невозможно жить дальше. В самом деле, это люди, которые выполняли и выполняют свой долг, проявляли мужество, верность своим друзьям и своей стране, честность и т. д. Они не знают, как им быть дальше, как им себя ощущать. Замутились и спутались моральные представления. В их песнях, как в первые годы творчества бардов (те же гитары, те же наспех сделанные, неотработанные тексты, простое сопровождение), среди воспоминаний, событий и обращений к погибшим вдруг начинает звучать вопрос: неужели мужество и верность не имеют ценности сами по себе?
Так что подсистемы общественного сознания, неформальные и неофициальные, продолжают возникать и функционировать.
КСП может пойти по линии профессионализации. Этот путь не даст базы для работы КСП в качестве подсистемы общественного сознания. Это по преимуществу не работа с идеями, а работа с текстами и музыкой, т.е. с формой идей. Такая тенденция в нём уже сейчас достаточно выражена. Тогда ему лучше всего превращаться в клуб в полном смысле этого слова: достаточно элитарный, может быть, в определённой степени замкнутый. Массовость в этом случае придётся сильно уменьшить, так как массовость и профессионализация - это две переменные, ограничивающие друг друга. Массовость и теперь уже, по-видимому, мешает в полную силу развернуться тенденции к профессионализации. Во всяком случае, следует массовость и профессионализацию осознавать как разные тенденции, требующие для своего развития разных, иногда противоречащих друг другу форм. Впрочем, может быть и некоторый компромиссный путь: создание двух разных форм - для работы по линии профессионального творчества и для массовых встреч. Ту и другую затем нужно продуманно соотнести друг с другом. Тогда возникнет новая форма организации, может быть, не менее уникальная, чем прошлый и современный КСП.
В середине 70-х гг. НИИ культуры проводил опрос на одном из слётов КСП. Требование от песни искренности и непосредственности вышло на одно из первых мест в общей системе требований. Профессионализация же, работа с формой (осознанная работа, применение определённых методов и т. д.) - всё это должно сильно ограничивать возможности проявления непосредственности и раскованности, а, следовательно, в определённой мере блокировать и совместную работу над идеями (совместно работать можно только над «полусырым», незавершенным материалом).
Возможен такой вариант: оба клуба (массовый и профессиональный) сформируются и начнут существовать параллельно. Они будут разные и работать смогут только отдельно, поскольку в основании их должны лежать иные принципы: и организационные, и даже в определённой степени мировоззренческие; у них будут складываться разные типы отношений между людьми и разные критерии оценки.
Изменения, происходящие в обществе за последнее десятилетие, затронули в той или иной мере практически каждого жителя России, не обошли они стороной и авторов-исполнителей. «Хрущевская оттепель» пятидесятых (Ю. Ким, Б. Окуджава, А. Галич, М. Анчаров, Ю. Визбор), гонения (А. Галич выслан, В. Высоцкий на полуподпольных записях), и кухонные полуконспиративные концерты семидесятых (1968 году первый и последний фестиваль тех лет в Новосибирском Академгородке). Восьмидесятые годы - самое плодотворное время для АМСТ в России (Никитины, Егоров, Мирзоян, Берковский, Городницкий, Митяев и т. д.), клубы самодеятельной авторской песни возникали повсеместно в вузах и НИИ, областных центрах и небольших поселках. Появилась традиция проведения фестивалей.
Проанализируем для примера КСП Иркутской области. 1976 год - год отсчета Иркутского КСП - первый концерт клуба «Туристской песни» при городском клубе туристов. С этого года и появились в Иркутске первые фестивали авторской песни. На конец восьмидесятых годов приходится рассвет фестивального движения в Иркутской области: Иркутский городской, Шелеховский городской, Ангарский гордской, Саянский городской, Братский городской, Усть-Илимский городской, Чунский и другие фестивали (как правило, финансирование оргкомитетов, проводящих фестиваль, осуществлялось ВЛКСМ, управлениями культуры, комитетами по делам молодежи). Финансирование областного фестиваля авторской песни осуществляло ВЛКСМ, управление культуры Облисполкома, Облсофпрофа. Приглашение гостей оплачивали по представлению оргкомитета, лауреаты фестивалей награждались поездками для участия в республиканских и всесоюзных фестивалях. По линии управления культуры и комитетов по делам молодежи финансировались поездки делегаций клубов по приглашениям для участия в фестивалях других регионов. С начала 90-х годов АМСТ в Иркутской области осталась наедине со своими проблемами, прекратилось финансирование городских фестивалей, областной фестиваль проводился на средства, добытые оргкомитетом иногда за два-три дня до начала фестиваля. Наиболее активные участники организации и проведения Иркутских фестивалей в последние годы: бард группа «Моветон» из Ангарска, ангарчане - С. Зиннер, В. Поплавский и др., иркутская творческая студия «Полнолуние» - А. Ощепков и О.Медведев и др., КСП Иркутска В. Новикову, А. Петрашу, Е. Куменко, С. Ущаповскому, И.Малахову, Т.Мелешко.
Клуб города Саянска успешно проводил практически самостоятельно фестивали «Апрельские струны», «Визборовская осень». Сейчас, когда общество изменилось, сместились понятия о красоте и духовности необходимо объединить усилия некоммерческих творческих объединений и управлений культуры и комитетов по делам молодежи региона в деле решения конкретных проблем. Это взаимодействие в области культурного и духовного воспитания молодежи и подростков региона.
С этим связано создание Прибайкальского творческого молодежного общественного фонда «Байкальские струны», учредителями которого стали представители клубов и творческих коллективов области. Фондом планируется: возрождение традиций проведения фестивалей - конкурсов в учебных заведениях региона, организация школ-студий творческого развития для подростков и юношества, проведение совместных мероприятий с управлением культуры и комитетом по делам молодежи, проводимых в рамках областной (городской) культурной программы, популяризация жанра АМСТ, как самобытного пласта современной культуры, имеющего свою историю и традиции, организация и проведение городских, областных фестивалей авторской песни.
2.4. Организация фестивальных и конкурсных форм АМСТ в г. Тюмени
В конце 70-х годов ХХ века в Тюмени зарождается движение авторской песни. Начинается оно в студенческой среде в объединенном стройотряде ведущих вузов города: Строительного и Индустриального институтов и Тюменского государственного университета. Вскоре, в 1978 году, в ДК «Нефтяник» (рук. В. и С. Сухеры,) организовывается клуб самодеятельной песни. В 1983 г. в ДК «Геолог» открывается клуб под названием «Гея». В то время существовал и еще один КСП при Дворце пионеров. В 1984 г. проводится первый областной фестиваль авторской песни. Впоследствии их будет проведено всего 6 (в Нижневартовске, Нефтеюганске и последний в 1991г. в Тобольске). Лауреатами первых областных и городских фестивалей были Иван Мальцев, Алексей Кириллов, ансамбль «Маленький оркестрик» Павла Суворова и др. Авторскую песню в Тюмени начинают «приручать» в конце 80-х под крылом обкома ВЛКСМ. Авторы выступают на студенческих фестивалях самодеятельного творчества. Во дворце «Нефтяник» организуется клуб авторской песни (куратор - Владимир Заровнятных). По линии обкома ВЛКСМ фестивали проводили Елизавета Дмитриева, Ольга Москвина, Ирина Дмитриева.
В г. Тюмени в ноябре 1998г. в умах некоторых людей возникла идея возрождения движения авторской песни в городе и области. Становится заметно, что по мере того, как страна выходит из политического, финансового и духовного кризиса, люди обращают внимание на вечные ценности, на культуру. Вновь заполняются театры и концертные залы, тюменцы перестают думать о том, как выжить, и живут полной жизнью. Возрождение затрагивает и такую сферу жизни общества, как самодеятельное творчество. Для более старшего поколения это воспоминание о молодости, о романтике студенческих лет, о походах и личных небольших подвигах, победах. Для молодежи это способ самовыражения, самоутверждения как личности, ментальной сопричастности к отечественной культуре, создание новой.